Основные правила формирования строки, набора и верстки. Современные компьютерные набор и компьютерная верстка. Основные технические правила набора и верстки Основные правила набора и верстки

Верстка - одна из основных операций в процессе изготовления форм и фотоформ. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки полосы издания приобретают завершенный вид. Оттого, как размещены текст, таблицы, формулы, иллюстрационный материал, заголовки, зависит качество оформления издания.

В зависимости от вида печатного издания различают верстку книжную, журнальную, газетную, акцидентную. Верстка каждого вида издания имеет свои особенности и выполняется в соответствии с правилами.

Характер верстки книжно-журнальных изданий зависит от группы сложности. Существует четыре группы сложности верстки:

1) верстка простого (сплошного) текста;

2) верстка текста в нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами;

3) верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка;

4) сложная верстка (дополнительно к третьей группе - композиционные выделения).

16.1 Правила книжной верстки сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями

Основные правила книжной верстки следующие.

1. Полные полосы конкретного издания должны быть одинаковы по высоте, т.е. содержать одинаковое число строк основного набора. При заверстке иллюстраций или дополнительного текста (таблицы, формулы и т.д.) рассчитывается сколько полных строк нужно изъять, чтобы заверстать указанные части полос.

2. Верстка должна быть приводной, т.е. строки набора, расположенные на нечетной полосе, должны совпадать «на просвет» со строками на четной. Это может быть выполнено при строгом приведении текста, формул, таблиц, набранных другим кеглем, и размера иллюстраций вместе с подписью и отбивками от текста к размеру, кратному кеглю шрифта основного текста.

3. При верстке должна быть выдержана прямоугольность полос, для этого нужно, чтобы полоса не начиналась неполной концевой строкой абзаца и не заканчивалась начальной абзацной строкой, т.е. не должно быть «висячих» строк. Нечетную полосу нельзя заканчивать переносом.

4. Верстка должна быть единообразной, т.е. однотипные элементы полосы (заголовки, примечания, сноски, колонцифры, таблицы, формулы, иллюстрации и т.п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь однотипную отбивку по всему изданию. Отклонения в размерах отбивок, в зависимости от кегля основного набора, не должны превышать 4–6 п.

Спуск в начальных полосах во всем издании должен быть одинаковым. Чаще всего спуск (отступ от начала полосы) выбирается равным 1 / 4 части наборной полосы, реже - 1 / 3 части, иногда, в нестандартных изданиях, и больше. Допустимые отклонения размера спуска - одна строка основного набора с учетом приводности. Верстка текстовых полос сплошного текста не представляет особой сложности. В настоящее время при фотонаборе и с использованием ПК издательских систем она выполняется автоматически и только в сложных случаях - в диалоговом режиме.

Начальные полосы по оформлению могут быть трех видов:

1) со спуском;

2) без спуска, но с инициалом;

3) со шмуцтитулом в виде «шапки».

Вариант оформления начальных полос выбирается художником издательства в зависимости от вида издания.

Инициал (буквица) представляет собой прописную (заглавную) букву большого кегля, которая заменяет первую букву текста строки. Инициал (буквица) может быть шрифтовым или рисованным. Иногда предусматривается печать инициала другой краской.

При верстке спусковых полос с внутренним титулом в виде «шапки» он устанавливается в счет спуска.

При заверстке концевых полос выдерживаются следующие правила: если текста мало, его нужно или вместить в предыдущую полосу (вгонка) или увеличить так, чтобы текстом было занято не менее 1 / 4 высоты полосы (выгонка). Вгонке и выгонке часто подвергается текст не одного, а нескольких абзацев в процессе верстки и переверстки. Если текста на концевой полосе много, то полоса не должна быть короче полной меньше чем на четыре строки. На концевых полосах иногда устанавливаются концовки, которые отбиваются от текста одинаково для данного издания в пределах от ¾ кв. до 2 кв.

Все рассмотренные основные правила верстки действительно и для усложненного и сложного текста. Далее будут рассмотрены только специфические особенности заверстки стихотворений, выводов и таблиц, формул и иллюстраций.

Стихотворения, помещаемые на отдельных полосах или внутри основного текста, завёрстываются так, чтобы стихотворная полоса или часть ее оказалась на оптической середине страницы.

Стихотворения внутри прозы завёрстываются, как дополнительный текст, с отбивкой от основного текста в пределах одной строки основного текста.

Отбивка строф стихотворений одна от другой, заверстываемых на отдельных полосах, производится на кегль стихотворного шрифта; для предотвращения разрыва строф при переносах допускается уменьшение отбивки до 1 / 2 кегельных и увеличение - до 1 1 / 2 кегельных.

При переносе части стихотворения на другую полосу на предыдущей полосе должно оставаться не менее двух строк, лучше если при переносе стихотворение разбивается по парам стихов.

Строфы стихотворения, набранные в порядке чередования без втяжки и с втяжкой, друг от друга не отбиваются.

Строфы стихотворения, заверстанного на развороте, должны быть единообразно оформлены и отбиты. Рубрики и звездочки, заменяющие рубрики в стихотворных текстах, отбиваются в соответствии с общими правилами отбивки рубрик.

При верстке драматических произведений обращают внимание на следующие специфические требования: имена действующих лиц, набранных отдельными строками, отбиваются от основного текста подобно рубрикам, при этом размер строки с именами действующих лиц и отбивка должны быть кратны кеглю шрифта основного набора. Ремарки, помещаемые среди речи действующих лиц отдельными строками, отбиваются от текста на 2-4 п. сверху и снизу (одинаково). При наборе с увеличенным интерлиньяжем (на шпоны) отбивка увеличивается на соответствующий размер.

Полосу нельзя заканчивать строкой с именем действующего лица и ремаркой, а текст переносить на другую полосу; ремарка должна закрываться минимально двумя строками. Реплика, перенесенная на другую полосу, также должна быть закрыта не менее чем двумя строками.

Нельзя начинать полосу ремаркой, расположенной среди речи действующего лица, ремарку в этом случае следует подверстать внизу предыдущей полосы.

Таблицы и выводы завёрстываются непосредственно за текстом, к которому они относятся, а если по техническим причинам этого сделать нельзя, то таблицу или вывод заверстывают в любом месте полосы в пределах разворота, для чего в тексте дается ссылка с указанием номера таблицы.

Расположение таблицы на полосе определяется ее размером и форматом полосы.

При заверстке таблиц (выводов) вразрез они должны помещаться на оптической середине полосы и отбиваться от текста в пределах одной строки кегля шрифта основного набора с учетом приводности.

Полосные таблицы могут быть размещены вдоль полосы или поперек (в этом случае таблица читается при повороте страницы на 90° по часовой стрелке). Если ширина таблиц больше формата наборной полосы, их можно расположить на развороте вдоль или поперек с перерывом в корешке издания (размер перерыва должен быть рассчитан таким образом, чтобы таблица точно сходилась на развороте издания и читалась).

Распашные таблицы бывают продольные и поперечные:

    продольно-распашные расположены на двух полосах вдоль,

    поперечно-распашные таблицы расположены на двух полосах поперек.

Продольно-распашные таблицы по формату строк всегда равны удвоенному формату строк текста с увеличением в каждой половине на 1‑2 цицеро для выхода в корешковое поле.

Поперечно-распашные таблицы по формату должны быть равны высоте полосы издания или чуть меньше. Высота таких таблиц должна быть равна удвоенному формату строк текста издания, увеличенному в каждой половине на 1 – 2 цицеро для выхода в корешковое поле.

Клочковые таблицы заверстывают вразрез (если ширина таблицы приближается к формату набора) или в оборку (если ширина таблицы меньше формата набора на 2‑3 кв.). Таблицы отбиваются от текста на 6‑12 п.; от текста сверху на 2‑4 п., а остальная отбивка снизу с соблюдением условий приводности.

Формулы з авёрстываются строго по разметке оригинала и отбиваются от текста сверху и снизу максимально на кегль шрифта основного набора с обязательным соблюдением условий приводности. Если формуле предшествует короткая концевая строка текста, то формула сверху не отбивается или даже частично входит (на 2‑4 п.) в предыдущую строку (в компактных технических изданиях).

Полоса формулой не начинается, только в порядке исключения при переносе формул; формулу, состоящую из трех строк, разрывать при переносе нельзя; группу формул из четырех строк при переносе с полосы на полосу делят пополам. Формула или группа формул завёрстываются в красную строку. Формулы, входящие в группу, разбиваются между собой не более, чем на 4 п.

Чтобы не нарушать приводности верстки, при заверстке формул, так же, как и таблиц, необходимо просчитать сколько строк основного текста нужно изъять из полосы, чтобы поместить там указанный дополнительный текст вместе с отбивками. Число строк должно быть целым, чтобы текстовые строки опять совпали на просвет со строками текста на обороте полосы.

Место расположения иллюстрации на полосе устанавливается в издательстве при разметке оригинала, изготовлении макета, при разметке распечаток, предназначенных для верстки, в процессе изготовления оригинала-макета или репродуцируемого оригинала-макета (РОМ).

Вид заверстки иллюстрации на полосе зависит от формата наборной полосы и формата иллюстрации. Различают следующие основные виды заверстки иллюстраций:

    открытая верстка, при которой иллюстрация устанавливается вверху или внизу полосы и соприкасается с текстом одной или двумя сторонами;

    закрытая верстка, при которой иллюстрация завёрстывается внутрь текста и соприкасается с текстом двумя (заверстка иллюстрации вразрез) или тремя сторонами (заверстка иллюстрации в оборку);

    глухая верстка, при которой иллюстрация закрыта текстом с четырех сторон (двухсторонняя оборка);

    верстка иллюстраций на полях;

    верстка иллюстраций с выходом в поле;

    иллюстрация может занимать всю полосу - полосные иллюстрации.

Иллюстрацию следует заверстывать близко к тексту, к которому она относится, после ссылки на нее.

Иллюстрация, равная по ширине наборной полосе, может быть установлена вверху, внизу или на оптической середине полосы вразрез. При заверстке вразрез двух иллюстраций одна под другой между ними должно быть не менее трех строк текста, не считая подписи, и обе иллюстрации должны быть расположены на оптической середине полосы. Правило приводности при заверстке иллюстраций вразрез также строго выполняется, т.е. размер иллюстрации с подписью и отбивками от текста сверху и снизу должен быть кратен кеглю основного набора.

Большое значение имеет согласованность расположения нескольких иллюстраций на развороте: иллюстрацию лучше выравнивать по нижней линии, располагать их симметрично по диагонали (в отдельных изданиях используется и асимметричное расположение как прием оформления).

Если к иллюстрации большого формата можно подверстать только три-четыре строки, ее целесообразно довести до полосной.

При открытой заверстке вверху полосы под иллюстрацию нельзя помещать концевую строку абзаца, а над иллюстрацией - абзацную строку. Нельзя заверстывать иллюстрацию перед заголовком следующего раздела.

При заверстке иллюстрации в угол или в край полосы внешние линии рисунка иллюстрации должны совпадать с краем текста. На концевых полосах обычно иллюстрации не заверстывают, а если это необходимо, под иллюстрацию должно быть установлено не менее 5‑6 строк. При заверстке иллюстраций обращают внимание на то, чтобы на оборот рисунков не попали таблицы, выводы, формулы и другой дополнительный текст.

Если иллюстрация по ширине меньше формата набора на 2‑3 кв., она может быть заверстана в оборку, а при двухколонном наборе - в оборку с двух сторон (глухая верстка). Оборка допускается в том случае, если формат оборки при кегле набора 8 п. больше 2 кв.; при кегле набора 10 п. - больше 2,5 кв. и при кегле набора 12 п. - больше 3 кв. При малых форматах набора (в портативных изданиях) допускается формат оборки 1,5 кв. Лучшей удобочитаемостью обладают строки оборки при кегле набора 8 п. - 2,5 кв.; при кегле набора 10 п. - от 3 до 3,25кв.; при кегле набора 12 п. - от 3,5 до 4 кв.

Если на полосе одна иллюстрация в оборку, то она устанавливается к боковому полю, вторая иллюстрация в оборку ставится к боковому или корешковому полю, при этом они должны быть разделены не менее, чем тремя полноформатными строками. При закрытой верстке иллюстрация располагается на оптической середине полосы. При заверстке в оборку необходимо соблюдать основное правило - строки оборки должны составлять прямоугольник, то есть не допускается, чтобы строка над иллюстрацией была концевой (неполной), а строка под иллюстрацией не должна быть абзацной. В оборке нельзя размещать рубрики. Иллюстрация отбивается от текста сверху на величину, равную кеглю шрифта основного текста, а сбоку от текста оборки - в пределах цицеро, так чтобы формат оборки был кратен цицеро.

Подрисуночная подпись отбивается от иллюстрации в пределах кегля набора подписи, пробел между подписью и нижеследующим текстом должен быть несколько больше, чем между иллюстрацией и подписью.

Подписи под рисунки набираются шрифтом следующих кеглей: при наборе основного текста кеглем 12 п. - кеглем 10 п. или 8 п.; при наборе основного текста кеглем 10 п. - 8 п.; кеглем 8 п. - 8 п. В целом высота иллюстрации с подписью и отбивками от текста (окно заверстки иллюстрации) должна быть кратна кеглю шрифта основного набора. Исходя из размера окна, можно рассчитать количество строк оборки, т.е. строк, набранных на меньший формат и расположенных сбоку от иллюстрации.

Для фигурных иллюстраций иногда делают ступенчатую оборку. При большом количестве иллюстраций малого формата их иногда заверстывают на отдельной полосе, заключая в общую рамку, что придает полосе законченный вид.

Если набор и верстка выполняются по оригиналу-макету или по расчетному макету, то размер окна для заверстки иллюстраций с подписью или без нее определяется в донаборной стадии, также до набора рассчитывается формат и число строк оборки.

Сноски з авёрстываются в нижней части полосы, к тексту которой они относятся, с соблюдением приводности верстки, т.е. кегль шрифта сноски и размер отбивки от текста полосы, включая толщину линейки, отбивает текст сноски от текста полосы, должны быть кратны кеглю основного набора. Формат линейки равен 1 кв., от текста сноски линейка отбивается с учетом приводности на 4‑6 п. Размер отбивки текста сноски от основного текста зависит от кегля шрифта основного текста, кегля шрифта сноски и числа ее строк.

Если на одной полосе расположено несколько сносок, они выравниваются по знаку сноски и друг от друга не отбиваются. Если сноски не умещаются на одной полосе, их можно перенести на соседнюю, где они отбиваются от основного текста таким же образом. Переносимая часть сноски не может начинаться концевой или абзацной строкой.

Примечания в академических изданиях часто завёрстываются в видемаргиналов. Формат набора основного текста уменьшается, а текст примечания, который набирается шрифтом меньшего кегля, помещается на полосе напротив ссылки на него. Вся полоса должна быть заполнена основным текстом и текстом примечания; с учетом этого требования и выбирается формат набора примечания.

Цитаты и внутритекстовые примечания завёрстываются однотипно по всему изданию. Если они набраны на уменьшенный формат (с втяжкой) кеглем шрифта основного набора, от текста они не отбиваются. При наборе цитат и внутритекстовых примечаний меньшим кеглем, но на полный формат, они отбиваются от основ­ного текста в пределах кегля шрифта основного набора с учетом приводности верстки (кратности кеглю основного набора).

Заголовки, набранные отдельными строками, выключают посередине формата; с выключкой в левый или правый край; ступеньками (- - -) и выравниванием строк по вертикали слева и справа. Последние два способа расположения заголовков используются в основном в газетах и журналах.

Заголовки, набранные отдельными строками вместе с отбивками от текста, должны быть кратны по высоте кеглю основного набора.

Заголовки одинакового значения во всем издании должны быть отбиты от основного текста одинаково. При этом отбивка заголовка от предыдущего текста (с учетом приводности) должна быть в 1,5‑2 раза больше, чем от последующего. Заголовок, расположенный в начале полосы, сверху не отбивается, а при наличии колонтитула отбивается от него на величину кегля основного набора сверх отбивки колонтитула.

Если заголовки расположены один за другим, то условие кратности кеглю основного набора должно выдерживаться для всей группы заголовков и подзаголовков.

Над заголовком, находящимся внутри текста в начале полосы, должно быть не менее четырех строк основного текста; под заголовком, расположенным в нижней половине полосы, должно быть не менее трех строк.

Набор заголовков, врезанных в текст - «форточек», выполняется по следующим правилам.

Формат набора «форточек» не должен превышать 1/4 формата основного набора. Набираются «форточки» шрифтом той же гарнитуры, но кеглем на размер меньшим кегля основного набора текста и полужирным начертанием. Если число строк в подзаголовке не превышает четырех, то число строк оборки (текста, который закрывает «форточку») должно быть на одну больше; если же «форточка» состоит из пяти и более строк, то число строк оборки не увеличивается, так как пробел над и под «форточкой» образуется за счет разницы в размерах кегля основного текста и текста подзаголовка. Основной текст оборки отбивается от текста подзаголовки на 8‑12 п. Формат оборки должен быть кратен цицеро. Строки основного текста, расположенные над и под «форточкой», должны набираться без отступа и перекрывать ее не менее, чем на 1 1 / 2 кегельных. Строки текста, расположенные справа от «форточки», набираются без абзацного.

Текст подзаголовка выключается посередине окна и одинаково отбивается от строк, закрывающих «форточку» сверху и снизу. «Форточки» завёрстываются всегда к наружному (боковому) полю.

При определении высоты окна для «форточки» необходимо соблюдать приводность текста, т.е. размер по высоте окна должен быть кратен кеглю основного набора.

Иногда в издательствах при проектировании изданий размер окна под «форточку» выбирается одинаковым для всех подзаголовков вне зависимости от количества строк в них.

Формат подзаголовков, расположенных на полях издания («фонарики»), не должен превышать 1/4 формата основного текста. «Фонарики» применяются в изданиях, оформленных по 3-му варианту, т.е. имеющих самые большие поля.

Заголовки в виде «фонариков» завёрстываются начетной полосе слева, а на нечетной - справа от текста, т.е. всегда на боковом поле.

«Фонарики» набираются шрифтом той же гарнитуры, что и основной текст, но полужирного начертания, и кеглем на размер меньше кегля основного набора.

Текст «фонариков» отбивается от основного текста сбоку на кегельную. Основной текст набирается без абзацных отступов, если «фонарик» слева, и без неполных концевых строк, если «фонарик» справа.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ НАБОР. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАБОРА.

Подготовка гранки (текстового файла) производится в текстовом редакторе Word. Это позволяет сделать правку текста, так как в текстовом редакторе допускается возвращение назад и исправление ошибок, сделанных на предыдущих шагах. В верстальных программах это, как правило, невозможно - иногда допустимо исправить предыдущий шаг, а иногда и это невозможно.

Прежде, чем начинать набор текста, следует определить необходимые параметры форматирования , которыми являются формат издания, формат набора (ширина наборной полосы) и атрибуты стиля текста.

Выбор формата издания и варианта оформления по ОСТУ определяет значение ширины наборной полосы в системе Дидо. Потому для соблюдения соответствия при задании формата набора необходимо перейти в метрическую систему измерений, учитывая, что 1 квадрат в системе Дидо равен 1,805 см, а затем представить формат набора в пайках (1 пайка = 12 пт).

При компьютерном наборе значение пункта соответствует англоамериканской полиграфической системе измерений, то есть 1пт = 0,353 мм.

Набором называется процесс формирования текстовых строк с соблюдением грамматических и технических правил и выключка их в установленном формате.

Основные технические правила набора :

· Нормальный пробел между словами в строке равен полукегельной (100%);при формате набора от 4 кв.и более допускается уменьшение пробела до 1/4 кегельной (75%) и увеличение до 3/4 кегельной (150%). При формате набора меньше 4 кв допускается увеличение пробела до 1 кегельной (200%).

· Пробелы внутри одной строки и в смежных строках не должны заметно различаться между собой.

· Не допускается совпадения пробелов в трех и более рядом стоящих строках с образованием «коридоров» как прямых, так и косых.

· Абзацные отступы внутри одного издания должны быть одинаковыми. При формате набора до 5 кв. абзацный отступ равен 1 кегельной, при формате от 5 кв. до 6,5 кв. абзацный отступ равен 1,5 кегельной, при формате от 6,5 кв. и более абзацный отступ равен 2 кегельным.



· Концевые строки абзаца должны перекрывать абзацный отступ не менее, чем в 1,5 раза. При наборе без абзацных отступов концевые строки должны быть короче полных строк не менее, чем на 1/2 кв.

· Знаки препинания не отбиваются от предыдущего слова.

· Тире между словами отбивают с двух сторон на 2 пункта, но от запятой и кавычек не отбивают. Тире между цифрами и от цифр не отбивают.

· Количество строк в полных полосах должно быть одинаковым во всем издании.

По сложности набор делится на четыре группы :

I - набор простого текста с небольшим (до 10%) количеством выделений;

II - набор усложненного текста, содержащего до 25% выделений;

III - набор смешанного текста шрифтами нескольких алфавитов или с примесью од нострочных математических формул (до 505 выделений);

IV - набор особо сложного смешанного текста, например, словарей, многострочных формул, акциденции. Для шрифтовых выделений используется шрифт другого начертания, но, как правило, той же гарнитуры и кегля, прописные или капительные буквы.

Для любого издания первоначально определяется стиль, которым оформляется текст основного набора. Для оформления различных текстовых выделений (например, заголовков, подписей под рисунками и т.д.) определяются соответствующие стили, которые также включаются в библиотеку стилей.

Атрибуты стиля определяют параметры оформления текста, а именно:

Гарнитуру шрифта;

Начертание;

Интерлиньяж;

Величину абзацного отступа;

Тип выключки;

Межсловный пробел;

Расстановку переносов;

Установку позиции табуляции при оформлении таблиц;

Установку отступов при наборе стихотворных текстов и так далее.

Стиль - это совокупность всех параметров оформления текста, который именуется и включается в библиотеку стилей. При компьютерной верстке каждому образцу текста присваивается свой стиль. Все фрагменты с одинаковым стилем будут оформлены единообразно. Имена всех стилей, присутствующих в публикации, отражаются в палитре стилей. Любое издание имеет так называемый основной стиль - это стиль, которым набирается основная часть текста. На фоне основного текста оформляются текстовые выделения.

Гарнитуры компьютерных шрифтов имеют ряд особенностей, в частности, шрифты различных гарнитур в одном и том же кегле могут значительно отличаться размером очка. Поэтому рекомендуется предварительно ознакомиться с образцами имеющихся в библиотеке гарнитур компьютерных шрифтов для различных величин кегля и интерлиньяжа при выборе этих параметров для основного текста.

Абзацный отступ - э го отступ первой строки абзаца. Размер абзацного отступа определяется форматом набора и кеглем шрифта основного текста. Величина абзацного отступа может задаваться как в метрической системе (см), так и в пунктах англо-американской системы (пт).

Выключка - это расположение текста относительно вертикальных границ наборной полосы. Возможны различные варианты выключки: по левому краю, по правому краю, по центру, по формату.

Для основного текста книжных изданий обычно используют выключку по формату (по ширине), то есть доведение строк до установленного формата набора изменением межсловных пробелов. В этом случае левый и правый края текста будут располагаться вдоль вертикальных границ полосы набора.

Расстановка переносов может производиться либо автоматически (с помощью имеющегося в программе словаря; с использованием алгоритма переноса), либо принудительно (вручную): Необходимо задать величину зоны переноса.

Зона переноса 12 мм – научно обоснована. Точнее это зона выключки. Автором является Ревякова О.Н.Это тот интервал, при попадании в который происходит выключка строки с соблюдением правил набора. Для создания профессионально сверстанной полосы переносы использовать необходимо. Можно использовать автоматический перенос со словарем, ручной перенос плюс словарь, ручной плюс алгоритм. Различаются три уровня переносов: наилучший, достаточный и нежелательный, используемый при применении алгоритма.

Межсловный пробел - это расстояние между соседними словами. Задание межсловных интервалов: стандартный (100%), минимальный (75%), максимальный (150%).

Автоматический кернинг используется по умолчанию при наборе кеглем от 12 pt; он является атрибутом абзаца и может быть включен в определение стиля.

ВЕРСТКА. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕРСТКИ.

Верстка - одна из основных операций в процессе изготовления форм и фотоформ. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки основной, дополнительный и вспомогательный текст устанавливается (заверстывается) на определенном месте полосы и объединяется с иллюстрациями.

В зависимости от вида печатного издания различают верстку книжную, журнальную, газетную, акцидентную. Верстка каждого вида издания имеет свои особенности и выполняется в соответствии с правилами.

Характер верстки книжно-журнальных изданий зависит от группы сложности. Существует четыре группы сложности верстки:

Ø верстка простого (сплошного) текста;

Ø верстка текста с нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами;

Ø верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью,

Ø многоколонная верстка; сложная верстка (дополнительно к третьей группе - композиционные выделения).

Полосы издания после этого приобретают завершенный вид.

Верстка - формирование наборных полос из основного, дополнительного и вспомогательного текстов, которые должны быть окончательно оформлены, объединены с иллюстрациями и расположены в определенных местах полосы с учетом основных правил верстки.

Основные правила книжной верстки следующие:

1. Полные полосы конкретного издания должны быть одинаковы по высоте, т.е. содержать одинаковое число строк основного набора. При заверстке иллюстраций или дополнительного текста (таблиц, заголовков, сносок, формул т.д.) рассчитывается какое количество полных строк нужно изъять, чтобы заверстать указанные части полос.

2. Верстка должна быть приводной, т.е. строки набора, расположенные на нечетной полосе, должны совпадать «на просвет» со строками на четной. Это может быть выполнено при строгом приведении текста, формул, таблиц, набранных другим кеглем, и размера иллюстраций вместе с подписью и отбивками от текста к размеру, кратному интерлиньяжу набора

3. При верстке должна быть выдержана прямоугольность полос, для этого нужно, чтобы полоса не начиналась неполной концевой строкой абзаца и не заканчивалась начальной абзацной строкой, т.е. не должно быть «висячих» строк. Нечетную полосу нельзя заканчивать переносом.

4. Верстка должна быть единообразной, т.е. однотипные элементы полосы (заголовки разных уровней, сноски, таблицы, формулы, иллюстрации и подписи под ними, колонтитула, колонцифры и т.п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь одинаковую отбивку по всему изданию. Допустимые отклонения с учетом приводности верстки не должны превышать 2 pt.

Одной из особенностей компьютерной верстки книжных изданий является то, что формат наборной полосы по отраслевому стандарту задан в квадратах /система Дидо/, а для набора и верстки используются шрифты компьютерных гарнитур, кегль которых измеряется в англоамериканской системе. Набор и верстка в связи с этим роизводится с увеличением интерлиньяжа (по умолчанию - 120%), что необходимо учитывать при расчете количества строк в полосе, корректируя при этом высоту наборной полосы, чтобы выполнить основное правило верстки - одинаковое количество строк в базовой полосе, что обеспечивает и остальные основные требования, такие как приводность и единообразие верстки. Наборная полоса, содержащая только основной текст, называется полной текстовой (базовой). Расчет количества строк в базовой полосе производится в англо-американской системе с использованием формулы:

L=51 В /к(и),

где L - число строк в полосе /целое/; В - высота полосы, кв; к (и)-кегль или интерлиньяж, (point - пт) или используются данные расчетно-графического макета.

Размер нижнего поля увеличивается, или уменьшается на размер части строки, полученной при расчете. Откорректированный размер наборной полосы по высоте остается одинаковым для всего конкретного издания.

На основе шаблонной текстовой полосы можно создать другие шаблонные полосы (спусковые, с заверсткой иллюстраций и дополнительного текста).

При методе интерлиньяжа по базовой линии она совмещается с нижним краем полосы.

Особенностью компьютерной верстки является также возможность изменения стиля оформления, выбранного при наборе, так как резкого разграничения между процессами набора и верстки, при компьютерной обработке текста нет. Но при наличии расчетного макета, выполненного в донаборной стадии, нет необходимости менять стиль оформления в процессе верстки.

Любая переверстка приводит к нарушению основных правил верстки, изменяет объем издания, нарушая принцип удобопечатаемости.

Стиль - это совокупность всех параметров оформления текста. При компьютерной верстке каждому образцу текста присваивается свой стиль. Все фрагменты с одинаковым стилем будут оформлены единообразно. Имена всех стилей, присутствующих в публикации, отражаются в палитре стилей. Любое издание имеет так называемый основной стиль - это стиль, которым набирается основная часть текста. На фоне основного текста оформляются текстовые выделения. Автоматический кернинг используется по умолчанию при наборе кеглем от 12 pt; он является атрибутом абзаца и может быть включен в определение стиля.

Особенностью верстки с помощью издательской программы (пакета) является то, что программа служит своеобразным приемником текстовых и графических файлов, подготовленных заранее в других программах или приложениях, и располагает программными средствами и интерфейсом для их размещения в гpaницах полос и колонок.

Для верстки могут использоваться программы: PageMaker и QuarkXPress, InDesign. Перед перемещением текста в верстальные программы желательно как можно более тщательно подготовить его в текстовом редакторе, который позволяет гораздо быстрее выполнить такие функции, как набор текста, проверка орфографии, перемещение блоков текста, редактирование, упорядочение его, выполняемые на экране в реальном масштабе редактором Word, в котором проще, удобнее и быстрее перемещаться по длинным документам.

В верстальных программах возможно редактирование для внесения заключительных правок в публикации (выделять символы и слова, удалять их, перемещать путем перетаскивания, выполнять процедуры вырезания и вставки, проверять орфографию), но перетаскивание возможно в связанных блоках.

Однако верстальные программы лучше подходят для упорядочения и окончательного форматирования текста, который уже набран, отредактирован и готов к публикации, т.к. им в большей степени присуще свойство Wisiwig (что видите то и получаете).

Вёрстка в издательском деле и полиграфии - процесс формирования страниц (полос) издания путём компоновки текстовых и графических элементов, а также результат этого процесса, то есть, собственно, полосы. В эпоху металлического набора вёрстка включала комплектацию текстовых строк, набранных вручную, на линотипе или монотипе, и иллюстрационных клише, обкладку этих элементов пробельными материалами (марзанами и бабашками), линейками и т. п. По мере развития цифровых технологий вёрстку стали осуществлять на компьютерах с помощью специальных программ, наиболее популярными из которых, начиная с 1990-х, были Ventura Publisher, Adobe PageMaker, Microsoft Publisher и QuarkXPress, а в настоящее время и Adobe InDesign.

Основные требования к свёрстанным полосам книжно-журнальных изданий

Основные требования к свёрстанным полосам следующие: абсолютно точные (до 0,5 п.) размеры полос как по ширине (формату строки), так и по высоте, без каких-либо перекосов или «распоров»; единообразие вёрстки по всему изданию и приводность вёрстки.

Единообразие вёрстки - это одинаковый характер вёрстки всех полос издания, имеющих одинаковые элементы, в частности: равенство всех спусков на начальных полосах, примерное равенство отбивок всех заголовков и подзаголовков различных рангов, примечаний в тексте, сносок, подписей под рисунками, одинаковый способ завёрстки однотипных иллюстраций (вразрез или в оборку), одинаковая отбивка колонтитулов и колонцифр, сигнатур и норм и т. п.

Приводностью вёрстки называют полное совпадение общих размеров четных и нечетных полос, а также точное совмещение строк основного текста на этих полосах между собой (на просвет). Достигается приводность вёрстки путём приведения всех частей текста, набранного шрифтами кегля, отличного от основного, а также формул, таблиц и иллюстраций к целому числу строк основного кегля с помощью отбивок сверху и снизу.

Общие принципы вёрстки полос книжно-журнальных изданий

«Висячие» строки и правила, действующие в отношении таких строк

«Висячими» строками в типографской практике называют начальные абзацные строки, расположенные в конце полосы, а также концевые строки, расположенные в начале полосы. Технические правила вёрстки категорически запрещают наличие таких строк в свёрстанном издании, ибо они ухудшают удобочитаемость текста, а также искажают внешний вид полосы набора, лишая её традиционной прямоугольной формы. Современные правила лишь допускают оканчивать полосу концевой строкой, начинать полосу абзацной строкой, а также размещать в конце или начале полосы абзац из одной строки (например, в прямой речи, когда строка является одновременно и концевой и абзацной). Кроме того, допускается начинать полосу короткими строками в математических рассуждениях (например, часто встречающимися между формулами строками типа «и», «или», «здесь» и т. п.). «Висячие» строки в процессе вёрстки обязательно уничтожают, используя приёмы вгонки и выгонки строк.

Вгонка и выгонка строк

Вгонкой строки называют уменьшение числа набранных строк за счёт уменьшения междусловных пробелов в предшествующих строках.

Выгонкой строки называют увеличение числа набранных строк за счет увеличения междусловных пробелов в предшествующих строках, в процессе которого за счет части текста длинной концевой строки образуют новую концевую строку.

Перенос слова с полосы на полосу

Правила не ограничивают переносы слов с чётной полосы на нечётную, то есть переносы на одном развороте (разумеется, правила переносов слов должны соответствовать грамматическим и техническим требованиям, см. страницу «Особенности набора»). Но недопустимо переносить слова с нечётной полосы на чётную, это ухудшает удобочитаемость издания, так как читатель должен перевернуть страницу для чтения окончания слова. В настоящее время позволяется в виде исключения оставлять такие переносы в случаях, когда ликвидация их в конце нечётной полосы может нарушить другие правила вёрстки. И все же следует рекомендовать избегать таких переносов, так как почти всегда можно их ликвидировать без нарушения других правил вгонкой или выгонкой строки в одной-двух предшествующих полосах.

Спуск и основные технические правила вёрстки спусковых полос

Спуском в типографской практике называют отступ в верхней части начальных полос - полос, начинающих разделы, части или главы издания. Сами начальные полосы в этом случае часто называют спусковыми полосами.

Размеры спусков в издании определяются издательством.

Обычный размер спуска - около 1/4 высоты полосы, считая от её верха до первой строки текста, причем все заголовки, шапки и заставки включают в размер спуска.

По техническим правилам вёрстки размер спусков по всему изданию должен быть строго одинаковым, однако допускается уменьшение или увеличение спуска на одну-две строки основного кегля в связи с тем, что на спусковых полосах текста меньше, чем на обычных и отсутствуют предшествующие полосы, в которых можно было бы вогнать или выгнать строки для правильного окончания полосы (без «висячей строки» и без переноса на чётную полосу).

Заставка и правила её вёрстки

Заставкой называют изображение, выполненное в виде иллюстрации или акцидентного набора из линеек или орнаментов и размещаемое в начале главы, раздела или части издания на спусковой полосе, как правило, в самом верху её в счет спуска. При наличии заставок именно с них начинается каждая спусковая полоса.

Заставки, как правило, подготавливают заранее. Чаще всего заставки одновременно служат иллюстрациями к следующим за ними частям или главам издания.

Концевая полоса и основные правила вёрстки концевых полос

Концевой полосой называют последнюю полосу издания или его главы, раздела, отдельного рассказа, после которой следующий текст начинается с начальной полосы. Концевая полоса чаще всего бывает неполной.

Не разрешается на концевой полосе оставлять слишком мало текста. Как правило, он должен занимать не менее ¼ её высоты, то есть не менее размера спуска на начальных полосах. Если же текста на полосе меньше, то необходимо либо вогнать его в несколько предшествующих полос, либо, наоборот, выгнать несколько строк из предыдущих полос на концевую.

Не рекомендуется также оставлять на концевой полосе слишком малый пробел снизу; пробельный материал должен занимать не менее трех-четырёх строк основного кегля. Если места остается меньше, то выгонкой строк доводят концевую полосу до полной или же вгонкой строк увеличивают нижний пробел до минимально допустимых размеров.

Концовки и основные правила их вёрстки

Концовками называют линейки, специальные линейки с утолщениями, украшения, а иногда и небольшие иллюстрации, устанавливаемые в конце разделов, глав и других частей издания. На концевых полосах, занимающих всю полосу, концовку не ставят.

Колонцифры, основные варианты их набора и вёрстки

Колонцифрами называют номера страниц печатного издания, устанавливаемые в каждой полосе набора, кроме некоторых особых полос.

Колонцифры по выбору издательства могут быть размещены внизу полосы или же сверху - в одной строке с колонтитулом или без него. Чаще всего колонцифры выключают в наружный край полосы (на четных полосах в левый край, на нечетных - в правый), но иногда и по центру полосы.

Для колонцифр обычно применяют шрифт той же гарнитуры, что и для основного текста, но сниженного на 2 п. кегля. В изданиях особого назначения и оформления (справочники, словари, указатели и т. п.) колонцифры возможно набирать шрифтами других гарнитур и повышенных кеглей.

Основные требования к набору и размещению нижних колонцифр

Нижние колонцифры обычно набирают шрифтом кг. 8 той же гарнитуры, что и основной текст; выключают в наружный край полосы и отбивают от нижней строки текста пробелом, приводящим всю высоту полосы вместе с колонцифрой к величине, кратной цицеро. Например, полоса имеет высоту 49 строк корпуса, то есть 10 кв. 10 п., колонцифру кг. 8 отбивают пробелом 6 п., тогда общая высота полосы составит 10 кв.10 п.+8 п.+6 п.=10½кв.

Как уже отмечалось, нижние колонцифры в заданный формат полосы не входят, то есть кегль колонцифры и отбивку её добавляют к заданному формату полосы.

Технологические инструкции предусматривают снижение кегля колонцифры по сравнению с кеглем основного текста на 2 п., однако это следует делать лишь в тех случаях, когда основной текст набирают шрифтом кг. 10 п. Если основной текст набирают шрифтом кг. 8 п., то колонцифры также набирают шрифтом кг. 8 п. Издательство имеет право выбрать любой кегль и шрифт колонцифры, и в некоторых изданиях кегль колонцифр может быть даже больше, чем кегль основного шрифта.

По указанию издательства нижние колонцифры можно выключать посередине формата. Если по обеим сторонам колонцифры ставят тире, то отбивают последние от колонцифры на полукегльную.

Основные требования к набору и размещению верхних колонцифр

Верхние колонцифры по указанию издательства, как правило, размещают в одной строке с колонтитулом и выключают в наружный край, иногда с колонлинейкой при выключке колонцифры по центру или также в наружный край. В обоих случаях колонцифра (вместе с колонтитулом или колонлинейкой) входит в заданный формат полосы набора, и её отбивают от начала полосы по правилам отбивки колонтитулов.

В отдельных случаях (в словарях, энциклопедиях, справочниках) верхние колонцифры можно набирать и без колонтитулов. При этом они снова должны быть установлены выше заданной высоты полосы с отбивкой от начала текста на 4-12 п. для обеспечения кратности общей высоты полосы (с колонцифрой) цицеро. Часто такие колонцифры набирают шрифтом повышенного кегля с выключкой в наружный край. Их набор не отличается от набора нижних колонцифр.

Иногда в двухколонных изданиях колонцифрами нумеруют не полосы, а колонки, тогда на всех полосах колонцифра левой колонки выключается в левый край, а правой колонки - в правый край. Верхние колонцифры в настоящее время почти не размещают посередине колонки в тире.

На каких полосах издания не ставят колонцифры

Колонцифры всех видов не ставят на титульных полосах издания (титуле, контртитуле, фронтисписе, авантитуле, шмуцтитулах), на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула, полосы «для записей» и т. п.), на полосах с выходными сведениями и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (в научных и технических изданиях, на полосах со схемами, чертежами и т. п., как правило, по указанию издательства колонцифры ставят). Все перечисленные полосы входят в счет страниц издания. Не ставят колонцифры также на вклейках, которые не входят в общий счет страниц издания.

Верхние колонцифры (с колонтитулами, колонлинейками или без них) не ставят на всех спусковых (начальных) полосах. Нижние колонцифры не ставят на всех концевых полосах.

Колонтитулы, основные правила их набора и размещения

Колонтитулами называют текстовые строки, располагаемые над основным текстом каждой полосы, улучшающие оформление издания и облегчающие пользование им (облегчается нахождение нужного раздела издания, слова в словаре и т. п.).

В современных изданиях не применяют колонтитулов, имеющих чисто оформительское значение, так называемых «мертвых» колонтитулов - одинаковых по всей книге. Обычно применяют колонтитулы «живые», переменные, то есть разные для разных разделов и глав книги.

Красная строка - строка, выключенная по центральной оси полосы или колонки (с красной строки обычно набирают заголовки, формулы). Иногда красной строкой называют начальную строку с абзацным отступом.

Колонтитулы не ставят на всех титульных полосах издания (титулы, шмуцтитулы, полосы с выходными сведениями и т. п.), на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула, полосы «для записей» и т. п.), на полосах с иллюстрациями (кроме научной и технической литературы), а также на спусковых (начальных) полосах издания. Общая высота всех перечисленных полос должна быть точно равна текстовым полосам с колонтитулом.

Колонлинейки и правила их применения

Колонлинейками называют линейки или украшения, располагаемые на каждой полосе издания над основным текстом (с отбивкой от него) в качестве элемента художественного оформления издания. В этом смысле колонлинейками следует называть также линейки, входящие в состав колонтитулов.

В качестве колонлинеек применяют различные линейки и украшения, как правило, на полный формат строк набора, но иногда и на меньший формат с выключкой по центру или в наружный край. Часто вместе с колонлинейками применяют и колонцифру - над линейкой или внутри её с выключкой также по центру или в наружный край. Правила завёрстки колонлинеек точно такие же, как колонтитулов.

Титульный лист и правила его вёрстки

Титульным листом или титулом называют первую выходную страницу издания, на которой помещены основные сведения о нём - фамилия автора, название, место и год издания и др.

Как правило, титул размещается на первой полосе издания и занимает всю полосу, однако в журналах весьма часто титул заменяют «шапкой», то есть размещают все титульные данные лишь в верхней части первой полосы. В некоторых изданиях, имеющих контртитул или фронтиспис, титул размещают на третьей полосе издания.

Именно с установки титула (а при наличии также контртитула, фронтисписа и авантитула) начинают вёрстку каждого издания. На всех перечисленных элементах колонцифры, колонтитулы, нормы и сигнатуры не ставят.

Контртитул и особенности его вёрстки

Контртитулом называют чётную полосу, размещенную напротив главного титула издания (нечетная полоса). Иначе говоря, контртитул размещают в одном развороте с главным титулом издания (как правило, в многотомных или переводных изданиях). В многотомных изданиях на контртитуле размещают сведения, относящиеся ко всему изданию, на главном титуле - сведения, относящиеся лишь к данному тому. В переводных изданиях на контртитуле обычно помещают те же сведения, что и на титуле, но на языке оригинала.

Как правило, контртитул размещают на второй полосе издания (титул в этом случае - на третьей).

Фронтиспис и особенности его вёрстки

Фронтисписом называют рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на четной полосе. Обычно рисунок фронтисписа не имеет подписи, но иногда вместо подписи дают автограф автора.

Как правило, фронтиспис помещают на второй полосе издания (титул - на третью). Рисунок размещают на оптической середине полосы заданного формата.

Авантитул и особенности его вёрстки

Авантитулом называют полосу, являющуюся оборотом контртитула или фронтисписа (как правило, первую полосу издания), если на ней помещают какой-либо текст (например, название книги). Обычно название книги (фамилия автора) для авантитула набирают шрифтом той же гарнитуры, что и титул, но значительно сниженного (по сравнению с титульным листом) кегля не более 12-14 п.

Текст авантитула размещают на оптической середине полосы заданного формата (очень редко - в другом месте полосы, например, в верхней части полосы с выключкой вправо).

Аналогично завёрстывают издательскую марку или рисунок.

Оборот титула в книжных изданиях может быть пустым. В научных и технических изданиях на обороте титула обязательно размещают номер универсальной десятичной классификации (в левом верхнем углу), номер библиотечно-библиографической классификации (ББК) и авторский знак (в правом нижнем углу). Кроме того, на обороте титула может размещаться аннотация, а иногда и выходные сведения.

Аннотация и основные правила ее вёрстки

Аннотацией называют краткое изложение содержания и назначения книжного издания или журнальной статьи.

Аннотацию обычно размещают на обороте титула, набирают шрифтом сниженного кегля на уменьшенный формат и размещают по оптической середине полосы с двусторонней втяжкой.

Аннотацию к журнальным статьям обычно набирают шрифтом сниженного кегля на полный формат полосы, в том числе при двух- и трехколонном наборе текста статьи и размещают под заголовком с небольшой отбивкой от текста.

Выпускные данные и правила их вёрстки

Выпускные данные - это основные данные об издании , включающие в себя сведения о лицах, подготовивших и выпустивших издание, в частности, для книжных изданий - фамилии, имена и отчества всех авторов, фамилии редактора, художника, технического редактора, корректоров, даты подписания книги в набор и печать, количественные показатели издания (формат бумаги и доля листа, объём в печатных и учетно-издательских листах, тираж), а также полные названия и адреса издательства и типографии, номер заказа.

Выпускные данные набирают чаще всего шрифтом кг. 6 п., либо на полный формат строки набора, либо на значительно сниженный формат с выключкой строк в «красную» и завёрстывают на последней полосе издания. Если они набраны на полный формат, то их размещают под тонкой линейкой внизу полосы, если же на сниженный формат, то - по оптической середине полосы. Иногда выпускные данные размещают на обороте титула внизу полосы под тонкой линейкой.

Шмуцтитул и особенности его вёрстки

Шмуцтитулом называют внутренний титул - отдельную полосу, где размещают заголовок части, раздела или главы книги, а иногда отдельных произведений, входящих в сборник. Шмуцтитул содержит обычно одну или несколько строк текста, иногда номер раздела, фамилию автора.

Текст шмуцтитулов оформляют аналогично оформлению титула - шрифт той же гарнитуры, но сниженного кегля. Главные строки размещают обычно на оптической середине. Группировка строк текста должна соответствовать титулу и системе рубрикации книги.

Шмуцтитулы завёрстывают всегда на нечётную полосу, оборот шмуцтитула остается пустым. Если предшествующий текст был закончен на нечётной полосе, то его нужно вогнать в предшествующие полосы или выгнать из предшествующих полос строки с тем, чтобы текст предыдущего раздела был закончен на четной полосе. Оставлять перед шмуцтитулом пустую полосу нежелательно.

Посвящение и правила его вёрстки

Посвящением называют надпись в начале книги, в которой автор указывает лицо или группу лиц, которым данное произведение посвящается.

Посвящение обычно набирают на сниженный формат выделительным шрифтом (курсив, курсив полужирный, шрифт иной гарнитуры), кегль которого не меньше кегля основного текста. Завёрстывают посвящение часто на отдельной нечетной полосе после титула, в верхней её части (со спуском 1-2 кв.) с отступом справа на ½-1½ кв. или иногда по оптической середине полосы. В некоторых случаях посвящение завёрстывают на первой текстовой полосе в счёт спуска, но обязательно над всеми заголовками.

В конце текста посвящения точки не ставят.

Как набирают и где завёрстывают эпиграф

Эпиграфом называют цитату из сочинений известных авторов, пословицу или афоризм, выражающий основную мысль книги, её отдельной части или главы. Эпиграфы всегда набирают на суженный формат (от ⅓ до ⅔ формата строки основного набора) шрифтом меньшего кегля, часто выделительным, например, курсивом. Если в эпиграфе дается иностранный текст с переводом, то их набирают разными начертаниями шрифта (часто основной текст - курсивом, а перевод - прямым), причём перевод отбивают на 4-8 п. В конце эпиграфа ставят точку или иной, необходимый по смыслу знак (весьма часто - многоточие, ибо текст цитаты обрывается). В кавычки текст эпиграфа не заключают. Почти всегда имеется ссылка на источник; её набирают отдельной строкой с выделением шрифтом без точки на конце и с отбивкой от текста эпиграфа на 2-4 п.

Иногда (в художественных произведениях улучшенного оформления) эпиграф ко всей книге завёрстывают на отдельной нечетной полосе после титула, а эпиграфы к отдельным частям издания - на шмуцтитулах после названия части. Чаще эпиграф ко всему произведению размещают на первой текстовой полосе над первым заголовком в счет спуска; над таким эпиграфом может быть только графическая заставка. Эпиграфы к отдельным частям или главам размещают под названиями этих частей с достаточной отбивкой от рубрик и от текста (как правило, не менее 20 п. над эпиграфом и 12 п. под ним).

Эпиграфы всегда помещают либо в правый край полосы, либо с большим отступом слева (примерно на половину формата строки основного текста).

Порядок вёрстки предисловия, введения и вступительной статьи

Введение и предисловие почти всегда набирают шрифтом той же гарнитуры и того же кегля, что и основной текст; предисловие часто набирают также шрифтом на кегль меньше. В предисловие иногда увеличивают межстрочное расстояние (для выделения его или чтобы начать текст с нечетной полосы), во введении же этого не делают никогда. Вступительную статью чаще набирают шрифтом сниженного кегля с увеличенным межбуквенным расстоянием.

Порядок завёрстки послесловия и заключительной статьи

Послесловие и заключительную статью, как правило, набирают шрифтом той же гарнитуры, что и основной текст, но кеглем, сниженным на 2 п. Завёрстывают их сразу же после авторского текста с нечетной полосы.

При наличии и послесловия и заключительной статьи раньше завёрстывают послесловие. После этих элементов следуют примечания, указатели и оглавление или содержание (завёрстываемое в конце издания).

Затекстовые примечания и комментарии, порядок их вёрстки

Затекстовыми примечаниями обычно называют сноски к основному тексту издания, вынесенные в конец книги (в этом случае, как правило, знаки выноски в тексте имеют порядковую нумерацию). Комментариями называют объяснение или толкование отдельных положений основного текста, также помещаемые в конце издания.

Затекстовые примечания и комментарии всегда набирают шрифтом сниженного кегля; каждое примечание набирают с новой строки с абзаца, учитывающего равнение знаков сноски в пределах полосы. Чаще всего в таких примечаниях повторяют слово, к которому относится данное примечание. Слово набирают с выделением курсивом, разрядкой, реже - полужирным и отделяют его от текста примечания точкой и тире.

В отдельных изданиях затекстовые примечания и комментарии разделяют на части, разделы или главы издания. Если тексты примечаний короткие, их можно набирать в две колонки. Завёрстывают затекстовые примечания и комментарии после послесловия или заключительной статьи, а при их отсутствии - после основного текста, всегда с нечетной полосы со спуском. Довольно часто рубрику к ним дают шапкой.

Приложения и порядок их завёрстки

Приложениями называют материалы, дополняющие, разъясняющие или иллюстрирующие текст и помещаемые в конце издания (обычно научного, учебного или технического). В качестве приложений часто помещают различные официальные материалы, таблицы, документы и т. п.

Несколько приложений (как правило, нумерованных) можно верстать все в подбор или каждое с новой полосы. Спуск обычно дают лишь перед первым приложением. Если приложения в издании отделены шмуцтитулом, то и первое приложение может быть дано без спуска.

Указатели

Указатели - это справочный материал, помогающий читателю быстро найти нужный текст в издании. Указатели заглавий помещают часто в последних номерах годового комплекта журналов.

Библиографические списки, основные особенности их набора и вёрстки

Библиографическими списками или указателями литературы называют перечни использованной в издании или рекомендуемой для углубленного изучения литературы с краткими сведениями (библиографическими записями простой структуры) о каждом упоминаемом издании. Различают прикнижные, внутрикнижные, внутрижурнальные и пристатейные указатели литературы.

В каждой библиографической записи, как правило, даются сведения об авторах, названии издания, номере тома, месте и годе издания, а для журнальных статей - об авторах, названии статьи, названии журнала, годе его издания и номере. Набор указателей литературы характеризуется применением различных видов выделений, частым использованием иностранных шрифтов, особой системой сокращений и расстановки знаков препинания.

Прикнижные списки литературы завёрстывают после приложений на отдельной полосе со спуска. Внутрикнижные и пристатейные указатели литературы (к отдельным частям, главам или статьям) размещают в подвёрстку к тексту этих разделов как дополнительный текст.

Оглавление - перечень всех входящих в издание частей, разделов, глав и параграфов с указанием номеров страниц, на которых они начинаются; содержание - перечень всех разделов, статей или отдельных произведений, помещенных в издании, также с указанием номеров страниц начала каждой статьи. Они являются составной частью почти всех книжных и журнальных изданий. Оглавление или содержание размещают в самом начале или в самом конце издания (по выбору издательства).

Особенности набора оглавлений и содержаний - наличие шрифтов самых различных начертаний, большое количество разных отступов и втяжек, равнение разрядов цифр в номерах страниц и рядов отточий, отделяющих конец текста в каждой позиции от цифр. В подавляющем большинстве случаев (за исключением лишь изданий особого оформления) оглавления и содержания набирают шрифтом сниженного кегля, как правило, петитом.

В конце издания оглавление (содержание) может размещаться на любой полосе, после него следуют только выходные данные.

Верстка и виды верстки газетных полос.

Вёрстка - это монтаж полос издания заданного размера из составных элементов: наборных строк текста, заголовков, формул, таблиц, репродукций иллюстраций, украшений, колонцифр, колонтитул и т.д. Это один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. От качества выполнения вёрстки прямо зависит качество готовой книги, журнала или газеты.
Виды верстки в газете определяют по след. признакам:
Конфигурации материала:
- прямая (материал имеет форму прямоугольника; верстка статична, удобна для восприятия);
- ломаная (публикация представляет собой многоугольник, насчитывающий более четырех углов; верстка динамична, но при неумелом применении трудна для восприятия; корректнее рассматривать на уровне одного материала, так как практически не встречается полос, где все публикации имели бы ломаную конфигурацию).
2. Соотношению ширины и высоты публикации:
- горизонтальная (ярусная; подчеркивает иерархию материалов);
- горизонтальная с вертикальными пересечениями (на полосе сочетаются вертикально и горизонтально смакетированные материалы, но горизонтально расположенных публикаций больше);
- вертикальная с горизонтальными пересечениями (аналогично предыдущему пункту, но больше вертикальных);
- вертикальная (уравнивает значение материалов).
3. Отношению к осям симметрии:
- симметричная (относительно вертикальной оси симметрии полосы; используется при макетировании публикаций, занимающих целую страницу; печатании политических программ, заявлений, биографий и портретов кандидатов во время избирательной кампании; опубликовании нескольких выступлений, содержащих полярные взгляды на одну и ту же проблему);
- асимметричная.
4. Ширине колонок материала:
- постоянная;
- переменная по горизонтали (может проявиться на уровне как подборки, блока, полосы, разворота, так и номера).
Композиция газетной полосы
Отдельные части газетного набора имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций на полосе.
Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы или ее часть. Основные ее элементы: название газеты; постоянный призыв; название организации (органа), помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска. Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы. Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа. Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.
Подборка — материал однородный по теме; его размещают на нескольких колонках и объединяют одним общим заголовком — шапкой. Подборки могут быть тематическими и разнотемными. В подборку чаще всего объединяют небольшие статьи информационного характера (заметки, интервью, репортажи). Подборку заверстывают вверху или внизу полосы и четко отделяют от другого материала. Несколько подборок заключают в рамку. Если в подборке много материала, ее заверстывают на развороте под общей шапкой.
Окно — статья или изображение, прямоугольно заверстанные в верхнем правом углу полосы. Окно отбивают от текста снизу и сбоку жирными линейками.
Фонарь — статья (или изображение), заверстанные в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой статьи должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.
Подвал — статья, размещенная в нескольких, а чаще всего во всех колонках внизу полосы. Отделяют подвал от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагают чаще всего над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше ¼ и не меньше ⅓ высоты полосы.
Стояк — статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.
Уголок — статья или иллюстрация, заверстанные в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.
Чердак — крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину полосы или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.
Подверстка — материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ним не связанной.
Объявления заверстывают обычно на последней полосе.
Колонтитулы располагают либо на весь формат полосы, либо внизу с заверсткой в углу на формат одной колонки: на четных страницах — в первой колонке, на нечетных — в последней. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.
Основные особенности газетной верстки
Все полосы газеты должны иметь одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе. Все колонки в полосе должны быть одинаковой длины.
Хотя многие правила книжно-журнальной верстки применимы и для газетной, но требования к верстке несколько смягчены, так например при наборе и верстке газет необязательно выполнение требования приводности строк; нужно выдерживать лишь горизонтальную приводку строк в одной статье и приводку последних строк всех колонок; допустимы переносы, идущие подряд в нескольких строках, и др.

Верстка и виды верстки иллюстрационных и заголовочных комплексов.
Заголовочный комплекс - самый сложный в газете. Он обладает важным для каждого содержательного соединения элементов признаком: мягкостью перехода с одного уровня объединения на другой, размытостью границ между ними. По степеням сложности все заголовочные комплексы можно разделить на три разновидности:
Простые комплексы (собственно заголовок, состоящий из одной, двух строк и более);
Сложные заголовки (объединение на плоскости заголовков нескольких видов);
Составные комплексы (заголовок плюс иллюстрация, врезка и т.д.).
Верстка иллюстраций и заголовочных комплексов бывает:
Открытая вёрстка - При открытой верстке элемент прикрыт, как минимум, тремя строками основного текста либо сверху, либо снизу. Другими словами, при открытой верстке элемент располагается вверху или внизу полосы набора.
Закрытая вёрстка - элемент помещен внутри текста и граничат с текстом по двум или трём сторонам. Закрытая вёрстка характеризуется тем, что элемент соприкасается с одним нолем (исключая корешковое) и закрывается при постановке в разрез снизу и сверху текстом.
Глухая вёрстка - Глухая вёрстка равносильна двусторонней оборке. При таком способе вёрстки элемент окружён текстом со всех сторон или с трёх, включая обе боковые. Глухая вёрстка в чистом виде - крайняя редкость. Она вынуждает типографа либо разрывать строку, либо сужать её, образуя две узких колонки по бокам от иллюстрации. В обоих случаях читатель испытывает серьёзнейшие неудобства.
Вёрстка с выходом на поле - элемент частично вынесен на поле, за пределы формата полосы. По техническим правилам вёрстки такая иллюстрация или таблица должна выходить за формат полосы набора не менее чем на 1/2 кв.
Вёрстка вразрез - элемент разрезает текст полосы, и строки текста прикрывают их сверху и снизу. Над и под таблицами должно стоять не менее 4 строк, над и под иллюстрациями — не меньше 3 строк. При этом над иллюстрацией нельзя оставлять начальную строку с абзацным отступом и под иллюстрацией — концевую строку абзаца.
Вёрстка на полях - вёрстка элементов на поле, обычно боковом наружном, расширенном благодаря сужению формата набора. Такая вёрстка целесообразна при большом числе мелких иллюстраций.
Вёрстка «под обрез» - элемент занимает всю полосу и одно, два, три или четыре поля. В случае с иллюстрацией это не только зрительно её увеличивает, но и помогает приобрести новое качество — выпущенная под обрез, она как бы теряют свою пространственную ограниченность, как будто продолжается за линией обреза, и это усиливает производимое ею впечатление.
Вёрстка в оборку - размещение нешироких иллюстраций или таблиц сбоку от набранных на узкий формат строк, которые обтекают, обирают этот элемент. Технические правила вёрстки допускают завёрстывать в оборку только таблицы или иллюстрации, ширина которых с отбивкой у́же формата строки не менее чем на 2—3 кв.
Вопросы верстки дополнены материалами моего реферата.
Остальной материал про иллюстрации и т.д. из этого вопроса убираю, так как, ИМХО, считаю его не относящимся к этому вопросу.

Элементы оформления и комплексы элементов.
Элемент оформления - это одна из составных частей внешней формы периодического издания, обладающая определённой функцией при передаче содержания, имеющая своё назначение и ряд специфических признаков, которые позволяют выделить данный элемент из всей системы оформления.
Характерный признак элемента - это его универсальность, кроме того все без исключения элементы оформления двумерны (т.е. имеют размерные характеристики - длину (высоту) и ширину).
Шрифт.
- титульный шрифт - используется для набора заголовков (функция), выделяет их (назначение); характеризуется кеглем, начертанием и рисунком.
- текстовой шрифт - формально отличается от титульного кеглем; как правило, используется шрифт светлого начертания.
Пробельные элементы.
Типы пробелов:
- межбуквенные;
- междусловные;
- междустрочные;
- межколонные;
- «воздух» (в заголовках и вокруг изобразительных материалов) - один из основных средств акцентирования материалов;
- «шахта»;
- средник;
- поля;
+ спуск (т.е. отступ от верха полноформатной полосы) - монтируется из пробельных элементов. Спуск часто заменяется отступом от левого края, причём начальная полоса получается более узкой, чем рядовые.
Разрядка - типичное средство выделения и особенность оформления ежемесячных изданий.
Пробелы в заголовках:
- используется разрядка;
- выключка заголовков. Выделяют три вида: вправо, влево и в «красную строку». Причём выключка влево или вправо считается более сложными видами, так как они сложнее в композиционном плане, так как приходится думать об уравновешивании белых пятен «воздуха».
- с разбивкой или без разбивки;
- междустрочная отбивка: сверху и снизу.
Декоративные элементы.
- линейки (часто используются вместо межколонных отбивок в журналах);
- украшения, орнаменты (к примеру, бордюр или виньетка);
- заставки;
- плашки (печатные формы со сплошной печатающей поверхностью; плашка необходима для печати сплошного фона той или иной площади);
- инфографика.
Изобразительные элементы, т.е. иллюстрации.
Комплексом элементов оформления называется объединение элементов, имеющее формально законченный, но содержательно не завершённый характер.
Комплексы элементов не являются самостоятельными. Они - непременная часть более сложных образований, и, как правило, не рассчитаны на изолированное восприятие. Различные комплексы вместе образуют подсистемы. В периодических изданиях это так называемые материалы, представляющие собой законченное журналистское произведение (статья, корреспонденции и т.д.).
Первый признак, который позволяет разделить все комплексы на две большие группы, - их назначение, функция.
По назначению различаются служебно-вспомогательные комплексы и основные.
К основным относится:
Заголовочные;
- простые (собственно заголовок, состоящий из одной двух строк - не более) и сложные заголовки (объединение заголовков нескольких видов), а так же составной заголовочный комплекс (+ иллюстрация и врезка и т.д.);
- над текстом;
- внутри текста («утопительный»);
- сбоку от материала («боковик»);
- под публикацией.
Иллюстрационные;
Поясняющие (врезки):
- абзац (водка, врез);
- комментарий;
- эпиграф;
- посвящение;
- лозунг;
- цитата;
- справка;
- таблица;
- сноска;
- авторская подпись;
- подпись под иллюстрацией;
- анонс;
- содержание и их разновидности.
Текстовые комплексы;
Бывает простой текстовой комплекс, состоящий из абзацев и колонок, сложный - в этом случае в тексте расставлены акценты, составной - в тексте появляются комплексы других разновидностей (поясняющие, заголовочные, иллюстрационные).
Правила набора:
- абзацный отступ
- концевая строка
- длинная концевая строка (должна быть полной или заканчиваться пробелом не меньшим, чем абзацный отступ) - при невыключенном наборе должна быть самой короткой строкой абзаца;
- междусловные пробелы - пробелы между словами на протяжении одной строки должны быть одинаковыми;
- коридоры - в наборе не должно быть совпадения пробелов в трёх и более смежных строках;
- переносы - в газетном тексте - не более пяти переносом подряд, в журнальном - не более четырёх;
- «чужие» буквы - не должно быть букв другого кегля и написания;
- втяжка - набор части текста на более узкую ширину колонки для выделения;
- трекинг - в газетах и журналах не допускается уменьшение трекинга, разрядка разрешена в специализированных изданиях для акцентирования;
- интерлиньяж.
В группу вспомогательных объединений входят:
Титульный комплекс (включает в себя - название газеты или журнала, порядковый номер за текущий год и с момента первого выпуска, время основания издания, дата выхода данного номера, профессионально издаваемые издания указывают цену, возможен и слоган). Иногда титульный комплекс называют логотипом;
Колонтитулы (элемент аппарата издания, содержащий некоторые данные об издании - фамилии автора, заглавие книги или журнала, статьи, заголовок раздел - помещаемые вверху каждой страницы (иногда сбоку, внизу) и помогающие читатею ориентироваться в содержании текста на странице. Часто делятся на две части: с законченным содержанием и незаконченным;
Колонцифры;
Выходные (синоним выпускных данных);
Выпускные данные (выходные сведения) - учредители, издатели. Фамилии главного редактора. Ведущего редактора, ответственного секретаря и т.д. Здесь же электронный адрес, индексы - сведения, которые помогают установить обратную связь. + адрес типографии, и всё что связано с типографией.

При верстке текста следует помнить, что существуют определенные требования к качеству работы дизайнера, макетировщика или верстальщика. Без выполнения этих требований не может быть и речи, чтобы работа считалась сделанной качественно, а работник претендовал на звание профессионала.

Единообразие – один из главных критериев качественной верстки. Это означает, что дизайнер должен составить определенные нормы верстки для данного издания и следовать им на протяжении всей работы.

Критерии единообразия верстки таковы:

Высота полос текста должна быть одинаковой (рис. 2.23), колонки газеты или страницы книги должны быть одинаковой высоты плюс-минус одна строка (для ликвидации висячих строк, о чем мы поговорим чуть позже); это правило не касается последней страницы главы или раздела книги, если следующая глава начинается с новой страницы;

Рис. 2.23. Типичная ошибка в единообразии верстки: различная высота полос текста


Основной текст должен быть набран одинаковым шрифтом, недопустимо изменять кегль на разных страницах книги или в разных колонках газеты; в газетной верстке, по правилам, все статьи должны быть набраны шрифтом одной гарнитуры и одного кегля, что зачастую не выполняется начинающими дизайнерами и верстальщиками; это, разумеется, не касается случаев, когда изменением гарнитуры или кегля создаются выделения;

Отбивки и отступы различных элементов (таблиц, иллюстраций, подписей к ним) должны быть одинаковыми на протяжении всего текста;

Оформление таблиц, иллюстраций, цитат (при оформлении целыми абзацами), заголовков и всех прочих элементов оформления должно быть одинаковым на протяжении всего издания.

Приводная верстка также является показателем качества выполненной работы. Приводной называется такая верстка, при которой совпадают строки на обеих сторонах бумаги так, что при печати на тонкой бумаге между строками не виден текст оборотной страницы; также строки должны совпадать по высоте в соседних колонках или на соседних страницах. Пример ошибки в приводной верстке приведен на рис. 2.24.


Рис. 2.24. Типичная ошибка в приводной верстке: разный интерлиньяж на соседних страницах


Добиться приводной верстки можно, если размер иллюстраций, таблиц, заголовков и отступов кратен размеру строк; в случае необходимости отступы увеличиваются, чтобы выровнять последующий текст.

Примечание

Приводной верстки практически невозможно добиться при использовании отступов между абзацами, поскольку они должны быть небольшого размера, чтобы не создавать впечатления разорванности текста, и не могут быть величиной в строку текста.

В русской типографике отступы между абзацами используются редко, а приводная верстка имеет большое значение. В англо-американской же типографике отступы между абзацами применяются чаще, а приводная верстка – несущественный критерий правильности.

Само собой, приводность особо важна при верстке газет или изданий на тонкой бумаге. На плотной бумаге просвечивание строк с оборотной стороны листа практически исключено, и дизайнер может отказаться от приводной верстки, обращая, однако, внимание на согласование строк в соседних колонках или на соседних страницах.

Кроме требований к верстке, типографика содержит также описание типичных ошибок в оформлении текста. Не все из них являются грубыми, и в зависимости от характера издания (научное, академическое, популярное, периодическое) некоторые могут иметь меньшую важность или вообще игнорироваться.

Ниже мы приводим список наиболее часто встречающихся ошибок в оформлении текста.

Висячими строками называют первую или последнюю строку абзаца в том случае, когда остальной текст абзаца оказался на другой странице. По правилам типографики, нельзя переносить последнюю строку абзаца на новую страницу и нельзя оставлять на предыдущей странице первую строку абзаца «в одиночестве» (рис. 2.25).


Рис. 2.25. Типичная ошибка верстки: висячая строка (слева)


В русской типографике достаточным количеством строк, которые можно оставить на странице или перенести на следующую, считается две. В зарубежной типографике существуют более сложные и жесткие правила, которые мы не будем рассматривать, но учтем и не будем удивляться тому, что многие программы верстки, как и программа Adobe InDesign, позволяют указать количество строк, которые можно отрывать от абзаца, и автоматически контролируют подобные ошибки.

Примечание

Зарубежная типографика также различает первую и последнюю строки абзаца. При отрыве от абзаца первой строки она называется widow (вдова), а последняя строка – orphan (сирота). Adobe InDesign и другие программы верстки позволяют отдельно настраивать контроль первых и последних висячих строк. Такое различие не используется в русской типографике, и при работе мы будем указывать одинаковые параметры контроля для обоих видов висячих строк.

Присутствие висячих строк в тексте в любом случае является ошибкой, однако при верстке газет с этой ошибкой часто смиряются из-за нехватки времени. Во всех остальных случаях дизайнер обязан устранить висячие строки. Достигнуть этого можно несколькими способами:

За счет изменения ширины межбуквенных и межсловных пробелов, что позволяет увеличить или уменьшить объем абзаца, добавив или «сэкономив» строку;

Изменив интерлиньяж, что позволяет вытеснить или втянуть строку в полосу, колонку или страницу; этот способ считается нежелательным, поскольку разное межстрочное расстояние на соседних страницах, в свою очередь, является ошибкой;

За счет переноса абзаца целиком на новую страницу (в случае «повисания» первой строки); следствие такого исправления – разное количество строк на соседних страницах, что может быть скорректировано отдельно;

Сократив или увеличив объем текста на странице (изменение каких-либо оборотов в тексте, введение сокращений и т. д.); этот способ не в компетенции дизайнера, такими изменениями ведает редактор, и производятся они только по согласованию с автором.

Грубыми ошибками также считаются отрыв заголовка от текста раздела или разрыв заголовка на две страницы (рис. 2.26). На рис. 2.27 приведен правильный вариант верстки, с переносом заголовка и следующих строк на другую страницу.


Рис. 2.26. Типичная ошибка верстки: отрыв заголовка от текста главы



Рис. 2.27. Правильно выполненный разрыв текста после заголовка


Отрыв заголовка от текста часто происходит при использовании заголовков в разрыв текста, и подобная ошибка настолько распространенная и в то же время грубая, что программы верстки могут ее контролировать автоматически, как и висячие строки. Большинство программ верстки (в том числе и Adobe InDesign) позволяют запретить разрывать строки какого-либо абзаца или отделять абзац от следующих за ним строк.

Считается, что перед заголовком в разрыв текста на странице должно быть не менее трех строк (иногда это число еще увеличивают). Точно так же, если заголовок находится в конце страницы, после него должно быть не менее трех строк (см. рис. 2.27). Если эти условия нельзя выполнить, то заголовок должен начинаться на новой странице и иметь небольшой отступ от верхнего края поля набора.

Красоту и профессиональность верстки можно оценить также по следующим признакам:

Отсутствие коридоров – совпадающих по горизонтали пробелов в соседних строках, которые отвлекают читателя при чтении и ухудшают читабельность текста (рис. 2.28);


Рис. 2.28. Коридор из пробелов


Правильное разнесение слов заголовка на разные строки (предлоги не должны отрываться от слов, тесно увязанные словосочетания должны быть в одной строке; в идеале каждая строка должна содержать осмысленный фрагмент текста); считается крайне нежелательным использовать в заголовке переносы (рис. 2.29);


Рис. 2.29. Неправильное (слева) и правильное (справа) разнесение заголовка на разные строки


Правильность переносов слов (хотя большинство программ верстки позволяют устанавливать автоматические переносы, они могут неправильно переносить незнакомые слова) (рис. 2.30);


Рис. 2.30. Отрыв инициалов и сокращений