Методическая разработка по музыке на тему: "Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов". Подбираем мелодию Пересчитывал каждый сустав

Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.

Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.

Ритм, длительности и паузы

Давайте рассмотрим, что такое ритм . Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.

Название длительности

Обозначение при записи

Количество счетов на одну длительность

На нотном стане

Вне нотного стана

Целая

1 и 2 и 3 и 4 и

Половинная

1 и 2 и

Четверть

1 и

Восьмая

или

Шестнадцатая

или

В два раза меньше восьмой

Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.


Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:

  1. Целая пауза. По длительности равна целой ноте. Обозначается черным, закрашенным прямоугольником над третьей линией нотного стана.
  2. Половинная пауза. Равна половинной ноте. Обозначается черным прямоугольником, располагающимся на третьей линии нотного стана.
  3. Четвертная пауза приравнивается к четверти. Обозначается фигурно практически на весь нотный стан.
  4. Восьмая пауза по длительности схожа с восьмой. По обозначению напоминает прописную букву «ч».
  5. Шестнадцатая пауза равна соответствующей ноте. На письме схожа с предыдущей длительностью, отличием является удвоение хвостика.

Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.


Основная терминология

Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.

  • Метр представляет собой равномерное чередование акцентов в музыкальном произведении.
  • Такт представляет собой единицу измерения метра, которая исчисляется нотами или паузами. В размере четыре четверти первая нота в такте – это сильная доля, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая слабая. Между собой такты делятся чертой. Закрывает произведение двойная черта.


  • Размер – две цифры, располагающиеся одна над другой, стоящие вначале нотного стана. Верхняя цифра показывает количество длительностей в такте, а нижняя какая длительность преобладает. Располагается обозначение после ключа и ключевых знаков. Примечательно, что показатель дублируется только один раз вначале произведения, на следующих строчках не нужно вновь указывать размер. Исключением является смена на новый.

На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)

Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.



Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.

К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.


Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.


Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.


Переменный размер характерен прежде всего для фольклорной музыки, прежде всего для русской народной песни. Ярким примером является песня «Сидел Ваня».


Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.


  • Темп – это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Обычно темп размещается вначале произведения над нотным станом, и написан на итальянском языке. Существует три группы медленные, умеренные и быстрые темповые обозначения. В зависимости от выставленного значения произведение может звучать по-разному. Обычно темп выставляется на специальном устройстве, которое называется метроном. Чем больше значение, тем быстрее будет темп.

Дополнительные знаки

Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.

Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.


Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.


Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.



Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.

Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату .


Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.

Основные системы ритмослогов

Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:

  • Целая – Та-а-а-а
  • Половинная – Та-а
  • Четверть – Та
  • Восьмая – Ти
  • 2 шестнадцатые – Ти-ри
  • Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая – та-ай – ти.

Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:

  • Целая – Па-у-уза.
  • Половинная – Па-а
  • Четвертная – Па
  • Восьмая – пи

Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.

Упражнение №1. Усвоение ритмослогов

Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.

Сравните с ответом, представленном ниже:

Советы для быстрого освоения ритма и упражения

  1. Ежедневная практика. Как бы это не было банально, но только ежедневная практика может привести вас к хорошему результату. Необходимо работать над ритмом примерно полчаса в день, чтобы добиться прочной базы.
  2. Первое время стоит использовать метроном. На столе или крышке фортепиано отстукивайте предложенный ритм. Выставляйте вначале медленный темп, от 40 до 60 ударов, затем переходите к более подвижным темпам. Старайтесь сразу попадать в сильные доли.
  3. Используйте систему ритмослогов.

Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.

Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.

№1


№2


Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.

№1


№2


Если вы хотите больше упражнений, то рекомендуем вам познакомиться с учебником Ольги Берак «Школа ритма». Пособие делится на несколько частей по размерам. Вначале идут двухдольные размеры, затем идут трехдольные размеры.

Программы для самоконтроля в изучении

Если человек пытается самостоятельно освоить ритм без профессиональной помощи, то ему необходимо проводить контроль, который достигается при помощи современных технологий. Существуют специальные программы, в которых можно проверить собственные знания ритма.

Абсолютный слух 2

В данной программе разработан специальный раздел «Ритм», в котором можно найти следующие разделы для освоения ритмических фигур:

  • Теория. В категории представлены минимальные основополагающие сведения, касающиеся ритма, а также можно послушать как по времени звучат разнообразные длительности.
  • Чтение. При помощи встроенного в приложении метронома требуется отстучать записанный выше ритм, не допуская ошибок.
  • Диктовка. Необходимо правильно записать ритмический рисунок, который вы услышали.
  • Имитация. После прослушивания ритмических фигур необходимо правильно их записать.

В каждом из вышеуказанных разделов есть дополнительные подразделения на определенные ритмические фигуры. Это позволяет добиться совершенства в ритмическом плане.



Стоит отметить, что в сети интернет существует огромное количество электронных метрономов, которые ни сколько не уступают реальным аналогам. Они достаточно просто настраиваются, при чем каждый человек может самостоятельно отстучать ритм, в котором он собирается исполнять произведение или музыкальный фрагмент.

На данной странице мы познакомили с основной терминологией, которая пригодится начинающему музыканту, а также дали необходимые упражнения и рекомендации для усвоения темы. Материал поможет лучше понимать музыкальный текст, а также быстрее ориентироваться и точнее воспроизводить нотную запись.

Из письма: «Дочка переходит в третий класс музыкальной школы: на лето по сольфеджио нам задали сочинять музыку. Не могли бы вы подсказать, как нам ей помочь?».

Ну что ж, попробуем что-нибудь подсказать! Пугаться такого задания не нужно – нужно выполнить его просто и корректно. Сочинить лучше всего или песенку, или маленькую пьесу для того инструмента, на котором играем.

Сочиняем песенку на слова детского стихотворения

Проще всего сочинить песенку. Для неё мы или сами сочиняем слова (небольшой стишок на 4 или на 8 строчек), или берём любое готовое детское стихотворение, потешку и т.д. Например, всем известное «Мишка косолапый по лесу идёт…».

Стихотворение делим на фразы , прям как оно идёт по строчкам или по половинке строчки. Одна фраза или строчка стихотворения равна одной музыкальной фразе. Например:

Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает,
Песенки поёт.

Теперь всё это оформляем музыкально. Выбираем любую мажорную тональность , если содержание песенки весёлое и светлое (например, до мажор или ре мажор), или какую-нибудь минорную тональность, если стихотворение грустное (например, ре минор, ми минор). Ставим , дальше выбираем размер (2/4, 3/4 или 4/4). Сразу можно наметить такты – по четыре такта на одной нотной строчке. А ещё, исходя из характера текста, можно также сразу придумать темп – медленная это будет песенка или быстрая, бодрая.

И когда мы определились с такими простыми вещами, как лад, тональность, темп и размер, можно непосредственно переходить к придумыванию мелодии. И здесь нужно учитывать два основных момента – ритм мелодии и то, из каких по высоте звуков будет составлена мелодия.

Варианты мелодического развития

Сейчас мы покажем несколько примеров того, как может развиваться мелодическая линия в вашей песенке:

  • повторение одного и того же звука или даже музыкальной фразы;
  • движение вверх по ступеням гаммы;
  • движение вниз по ступеням гаммы;
  • движение вверх или вниз через одну ступеньку;
  • различные виды опеваний одной нотки соседними нотками;
  • скачки на любые (не зря же вы их проходили?).

Не обязательно придерживаться на протяжении всей песенки лишь одного приёма мелодического развития, нужно эти приёмы чередовать, комбинировать, смешивать между собой.

А ещё нужно проследить за тем, чтобы мелодическое движение по своему направлению не было однородным (то есть только вниз или только вверх). Проще говоря, если в одном такте мы мелодия двигалась вверх (поступенно или скачком), то в следующем такте мы должны или удержать достигнутую высоту повторением на одной ноте, или пойти вниз или заполнить образовавшийся скачок.

Какой нотой начать и закончить песню?

В принципе начать можно с любой ноты, особенно если ваша музыка начинается с затакта (помните, что это такое?). Главное чтобы первая нота принадлежала той тональности, которую вы изначально выбрали. И ещё, если первая нота не является одной из (I-III-V), тогда нужно как можно скорее после неё поставить ноту, которая бы относилась к устойчивым. Мы ведь должны сразу показать, в какой тональности находимся.

Ну и, конечно же, закончить песню мы должны на тонике – на первой, самой устойчивой, ступени нашей тональности – не забывайте об этом.

Варианты ритмического развития

Здесь, чтобы всё получилось, как надо, просто внимательно прорабатываем наш текст: ставим ударения в каждом слове . Что это нам даст? Мы узнаем, какие слоги ударные, а какие безударные. Соответственно, мы должны стараться сочинять музыку так, чтобы ударные слоги приходились на сильные доли, а безударные – на слабые.

Кстати, если вы разбираетесь в , то без труда поймёте и логику музыкального ритма – иногда стихотворный размер может буквально совпадать с музыкальным именно по чередованию ударных и безударных слогов (долей).

Итак, вот несколько вариантов ритмического рисунка для мелодии сочиняемой вами песенки (также как и мелодические приёмы их нужно комбинировать):

  • равномерное движение одних и тех же длительностей по одной на каждый слог текста;
  • распевы – по две или три ноты на один слог текста (распеваются чаще концы фраз, иногда также и начала фраз);
  • более протяжённые длительности на ударных слогах и мелкие длительности на безударных слогах;
  • затакт, когда стихотворение начинается с безударного слога;
  • ритмическое растягивание фраз к концу (замедление движения в конце фраз);
  • использование по необходимости пунктирного ритма, триолей или синкоп.

Какой результат может получиться?

Ну, конечно же, никто не ждёт от ученика начальных классов музыкальной школы каких-то шедевров – всё должно быть довольно просто, но со вкусом. Тем более, что это ваш самый первый композиторский опыт. Пусть это будет совсем маленькая песенка – на 8-16 тактов (2-4 нотные строчки). Вот, например, что-то наподобие такого:

Мелодию, которую вы сочинили, нужно красиво переписать на отдельный листочек. Желательно к своему сочинению подобрать, нарисовать или приклеить какие-нибудь красивые тематические картинки. Того же мишку косолапого с шишками. Всё! Лучшего и не надо! Пятёрка по сольфеджио вам обеспечена. Ну а если непременно хочется достичь уровня «высшего пилотажа», тогда к своей песенке нужно подобрать простой аккомпанемент на фортепиано, аккордеоне, гитаре или на другом инструменте.

Какую ещё музыку можно сочинить?

Да, не обязательно сочинять песенку. Можно написать и инструментальную пьесу. Как это сделать? В любом случае всё начинается с задумки, с идеи, с выбора темы, придумывания названия, а не наоборот – сначала сочинили, а потом думаем, как эту ерунду назвать.

Тема может быть связана, например, с природой, животными, сказками, книгами, которые вы прочитали, игрушками и т.д. Названия могут быть, к примеру, такими: «Дождик», «Солнечный свет», «Мишка и птичка», «Ручеёк бежит», «Птички поют», «Добрая Фея», «Храбрый солдат», «Смелый рыцарь», «Жужжание пчёл», «Страшная сказка» и т.д.

Здесь вам придётся подойти к решению поставленных задач творчески. Если в вашей пьесе есть персонаж , то вы должны определиться с тем, как вы его собираетесь представить – кто он? как выглядит? что делает? что и кому говорит? какой у него голос, характер? какие повадки? Ответы на эти и другие вопросы, которые вы сами себе зададите, нужно воплотить в музыке!

Если ваша пьеса посвящена какому-нибудь явлению природы, то в вашем распоряжении – средства музыкальной живописи , изобразительности: это и регистры (высоко и звонко или низко и гулко?), и характер движения (размеренно, как дождик, или бурно, как поток ручья, или завораживающе и медленно, как восход солнца?), и динамика (тихие трели соловья или оглушающий грохот грозы?), и гармонические краски (нежные пасторальные консонансы или острые, жёсткие и неожиданные диссонансы?) и т.д.

В сочинении инструментальной музыки возможен и другой подход. Это когда вы обращаетесь не к каким-то конкретным образам, а к довольно известным жанрам танца . Например, вы можете написать «Маленький вальс», «Марш» или «Детскую польку». Выбирайте, что хотите! В этом случае вам нужно будет учитывать особенности выбранного жанра (их можно посмотреть в энциклопедии).

Точно так же, как и в случае с песней, при сочинении инструментальной музыки большим плюсом для вас может стать предоставленный рисунок в тему вашей музыки. На этом нам пора заканчивать. Желаем вам творческих успехов!

Ритм (греч. rhythmos–стройность, соразмерность) – это живой пульс музыки, одно из ее основных выразительных средств. Ритмом называется последование звуков одинаковой или различной длительности, организованное посредством метра.

Протяженность музыкальных звуков находит отражение в системе относительных длительностей : целые, половинные, четвертные, шестнадцатые и т.д. Одна и та же длительность в разных темпах звучит разное количество времени.

Длительности обладают свойством весомости: короткие длительности воспринимаются как более легкие, а долгие – как тяжелые, опорные, акцентируемые (ритмический акцент). Короткие длительности звучат более слитно, устремлены к долгим. Это свойство делает, например, медленную музыку плавной, гибкой, текучей. Моцарт. Соната A -dur , II часть:

Продолжительные длительности менее связаны друг с другом и поэтому в быстром темпе могут создать эффект скандирования или торжественно-приподнятого звучания.

Выразительность ритма тесно связана с другими сторонами музыки – с темпом, ладом, динамикой. Наблюдается следующая зависимость: чем проще ритмический рисунок, тем шире спектр его выразительных возможностей.

Равномерный ритм – самый простой из ритмических рисунков. В быстром темпе передает движение, бег, течение, полет. В медленном темпе – покой, безмятежность, оцепенение, неподвижность:

Ритм дробления и ритм суммирования также нейтральны и могут употребляться в музыке разного характера.

Пунктирный ритм соединяет в себе активность, поскольку в нем соотносятся длительности не соседние по шкале, с квадратностью (пунктирная фигура всегда равна 4, 8 или 16 частям). Этим можно объяснить использование пунктирного ритма в жанрах, связанных с движением.

Грациозный, энергичный характер польки, полонеза, вальса, хабанеры и других танцев во многом зависит от пунктирного ритма. Для марша типично дробление слабой доли, для мазурки, наоборот, сильной.

В музыке, не связанной с движением, пунктирный ритм позволяет передать активные эмоции. Двойной и тройной пунктирный ритм звучат еще энергичнее и активнее. Они пригодны для передачи предельно эмоциональных состояний: ликование, восторг и так далее.

Пунктирный ритм, в котором длительности расположены в ином порядке – сначала короткая, потом более продолжительная, называется обращенным. Обращенный пунктирный ритм по сути является синкопой.

Синкопой называется ритмический прием, при котором не совпадают различного рода акценты, например метрический и ритмический, метрический и динамический, также может не совпадать величина тактов и величина мотивов.

Наиболее естественно совпадение сильной доли с более крупной длительностью (метрический акцент совпадает с ритмическим). При нарушении этой закономерности и возникает синкопа. По местоположению синкопы бывают междутактовые (от легкой доли одного такта к тяжелой другого), внутритактовые и внутридолевые.

Другой вид синкопы возникает от столкновения динамических акцентов с метрическими при строго периодической акцентировке.

Синкопа, в которой не совпадают трехдольные такты с двухдольными мотивами, называется гемиолой. Гемиола является обязательной ритмической фигурой чешского народного танца фурианта.

размер

2. Подберите музыкальные произведения с пунктирным ритмом и синкопой. Аргументируйте взаимосвязь ритмического рисунка с жанром и образным содержанием произведений.

3. По группировке определите размер мелодий.

Конструкт урока музыки по производственной практике по

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования»

студентки группы 46 «Б»

Специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Анашкиной Анастасии Александровны

Дата: 08.11.2017

ОУ: № 27

Класс: 1 «б»

ФИО учителя класса: Гиматова Л.Л.

ФИО методиста: Сиражева Эльза Гарафовна Подпись__________

Тема: «Ритмический рисунок»

УМК: Школа России

Цель: развитие познавательных УУД в процессе освоения основ музыкальной грамоты.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку музыки, демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, осуществляют рефлексивную самооценку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

    регулятивные УУД : целеполагание ; п ланирование ; волевая саморегуляция

    познавательные УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при выполнении заданий; логические:

    коммуникативные УУД : .

Предметные: имеют первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, имеют понятие о длительностях, умеют создавать ритмический рисунок с помощью прохлопывания на примере песни «Маленькой елочке холодно в лесу», знают 1 куплет и разучили 2 куплет песни «Настоящий друг».

По видам деятельности

Слушание музыки

Обучающийся:

Узнает изученные музыкальные произведения (песня «Настоящий друг»).

Хоровое пение

Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к уроку музыки, умение работать с учителем и сверстниками, осуществляют рефлексивную самооценку.

Развивающие: способствовать развитию

    регулятивных УУД : целеполагание ; п ланирование ; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию;

    познавательных УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при выполнении заданий; логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    коммуникативных УУД : умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, планирование учебного сотрудничества при постановке задач на урок, структурирование информации в ходе повторения изученного материала .

Коррекционные: развивать у обучающихся чувство ритма в ходе проговаривания и прохлопывания ритмического рисунка, развивать музыкальный слух.

Образовательные : формировать первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, формировать понятие о длительностях, умение создавать ритмический рисунок с помощью прохлопывания на примере песни «Маленькой елочке холодно в лесу», повторить 1 куплет и разучить 2 куплет песни «Настоящий друг»

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

Воспитывать через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип наглядности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности;

принцип целостности;

принцип деятельности;

принцип психологической комфортности.

Принципы урока музыки по Е.Д. Критской:

принцип увлечённости;

принцип триединства деятельности;

принцип тематизации;

принцип «тождества».

Методы воспитания

Педагогическое требование;

Создание ситуации успеха.

Поощрение;

Использование игровых форм.

Методы обучения

Нагрядно-слуховой;

Словесные: беседа, рассказ, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

Проблемное изложение изучаемого, объяснительно-иллюстративный

Метод пластического интонирования.

Метод художественного моделирования.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:

демонстрационные: тема, цель, доска.

индивидуальные: тетрадь, учебник, дневник, пенал.

Тип урока: у рок совершенствования способов действий (урок закрепления)

Структура урока: (40 мин)

    Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

    Актуализация опорных знаний и способов действий.(10мин)

    Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. (14 мин)

    Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). (10 мин)

    Информация о домашнем задании. (2 мин)

    Рефлексия учебной деятельности. (3 мин)

Использованная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР с 1 по 4 класс: №12 от 30.08.2016/г. Каменск-Уральский/МБОУ «Основная общеобразовательная школа №27 с интернатом».

3. Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/ Т.В.Чащина. – Каменск-Уральский, 2013. – 26с.

4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития: текст/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 186 с.

5. Программно-методические материалы: Музыка начальная школа. Принципы Е.Д. Критской.

6. Учебник. Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Шмагина. Уроки музыки: Поурочная разработка 1-4 класс.

Эскиз доски

Тема: Ритмический рисунок

Классная работа

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность

Методы формирования соц. опыта:

Педагогическое требование;

Создание ситуации успеха.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Сначала сядут девочки. Теперь мальчики.

Чтобы нам настроиться на работу, предлагаю посмотреть фрагмент видео.

Психогимнастика видео фрагмент.

Сегодня мы с вами так же как эти бабочки попадем в мир музыки.

Личностные УУД: самоопределение; смыслообразование;

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача: повторить переместительное свойство умножения; составить тему и цель урока

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность:

Проблемное изложение изучаемого

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы самостоятельной работы.

Ребята, чтобы нам с вами узнать тему урока, предлагаю поиграть в кодировщиков. Кодировщики, это такие люди, которые расшифровывают послания. Сейчас я каждому раздам карточку с зашифрованной темой урока, вам нужно зачеркнуть все буквы А и прочитать полученный текст. Кому не понятно задание?

Аритмиааааческийарааисуноак (ритмический рисунок)

У кого получилось? Прочитай, пожалуйста.

Тема нашего урока – ритмический рисунок.

Ребята, кто знает что такое ритмический рисунок?

Составим план нашего урока.

Как вы думаете, чем мы займемся на уроке?

Сегодня мы традиционно будем петь и слушать музыку, что нужно сделать перед тем, как петь? (распеться)

    Распеться

После этого мы с вами узнаем, что такое ритмический рисунок и сами его создадим!

    Сделать ритмический рисунок

Для чего мы распеваться будем? Мы с вами будем разучивать песню.

    Выучить 2 куплет песни

Мы составили план работы, предлагаю начать с распевки.

регулятивные УУД : ( целеполагание; планирование;) волевая саморегуляция

коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме).

познавательные УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

3.Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.

    1. Распевка

3.2 Ритмический рисунок

Задача: объяснить новые понятия, научить проговаривать и прохлопывать ритмический рисунок на примере песни «Маленькой елочке холодно зимой»

3.3. Физминутка.

Задача: снять мышечное напряжение.

3.4 Песня «Настоящий друг»

Задача: разучить 2й куплет песни, повторить 1 куплет.

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение;

Использование игровых форм.

Сядьте ровно, ноги вместе, спинка прямая.

Для начала разомнем мышцы лица. Вытяните губы в трубочку, теперь широко улыбнитесь. Повторяем несколько раз.

Теперь попробуем задуть свечу. Резким движением. (показываю) Повторяем 2-4 раза.

Покажите, как лошадка цокает копытами. (показываю, повторяем щелчки языками)

Покажите как жаба раздувает щеки, все надуйте щеки.

Теперь почистим зубки языком.

Сейчас представьте, что вы шарик, который надувается, набираем в себя как можно больше воздуха, задержали дыхание, выдохнули. Подышали. Еще раз, набираем, раздуваемся, задерживаем и выдохнули.

Погладили горло.

Молодцы. Теперь попробуем проговорить скороговорку.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Теперь все вместе, четко произносим.

Сейчас первый ряд.

Второй, молодцы.

Теперь мы простудились и просим у мамы молока.

Мама, дай молока, я болен. Все вместе.

Сейчас поем все вместе «мы поем, хорошо поем» Затем по цепочке «я пою, хорошо пою».

Пропеваю сама

Теперь все вместе. (поем несколько раз все вместе)

Начинаем по цепочки с Маши.

(дети по очереди пропевают, последний раз хором)

Молодцы, мы с вами распелись.

Какая у нас тема урока?

Кто знает, что такое ритм?

Ритм – это равномерное чередование разных по длительности звуков и пауз.

Что же такое ритмический рисунок? (предположения)

Ритмический рисунок – сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке. (определения на слайдах)

Предлагаю послушать фрагмент песни и определить, какие звуки длинные, а какие короткие.

Фр. Из песни «Маленькой елочке холодно зимой».

Текст песни на слайде.

Начнём с первой строки.

Ма-аленькой е-елочке холодно зимо-ой. (Показываю жестами)

Сколько длинных звуков вы услышали? Сколько слогов, которые протягиваются? (3)

Длинные звуки обозначаются как «ТА»

Сколько коротких? (8)

Их обозначаю «ТИ»

Попробуем проговорить ритмический рисунок 1й строки.

Молодцы, попробуем теперь пропеть и прохлопать.

(поем и прохлопываем ритм)

Мы сейчас с вами проговорили и прохлопали ритмический рисунок.

Попробуем тоже самое сделать с остальной частью песни.

И-из лесу е-лочку взяли мы дом-ой

Сколько длинных звуков? (3)

Сколько коротких? (8)

Проговорим все вместе словесный ритмический рисунок.

Та-ти-ти та-ти-ти ти-ти-ти ти-ти-та

Вы заметили, что слова разные, а ритм одинаковый?

Попробуем теперь прохлопать.

Молодцы. Как мы можем увидеть ритмический рисунок?

Мы его можем увидеть с помощью нот.

Длинный звук ТА обозначается нотой

Видели такую ноту?

А короткий звук ТИ обозначается нотой

Давайте посмотрим, что у нас получилось. (слайд)

Нам осталось прохлопать ритмический рисунок всего 1 куплета.

Сначала вместе со мной.

Теперь попробует прохлопать 2й ряд.

Хорошо, спасибо, 1й ряд.

Давайте попробуем прохлопать рисунок без слов, а только по нотам все вместе. (слайд)

Молодцы, ребята.

Чем мы сейчас занимались?

Что такое ритмический рисунок?

Мы смогли его увидеть?

Верно, сочетание звуков разной длительности в определённом порядке.

Я думаю, вы немного устали, поэтому я предлагаю сыграть в игру « Музыкальное соревнование ».

Мы поиграем по рядам, затем выберем 2 лидеров, кто будет соревноваться от 1го ряда и от 2го.

Сначала поиграет 1й ряд. Задача 2го рядя – следить за порядком, внимательно следить за всеми ребятами и если возникнет спор – то честно его разрешить.

Кому не понятно?

Первый ряд в свою очередь как себя ведет?

Да, мы будем дружно играть.

Теперь поставим 9 стульев в круг, правила такие: нужно успеть сесть на стул, когда музыка закончится. Кто не успел – садится на место.

Расставляем стулья, начинаем игру. Поддерживаю дисциплину, играем, пока не остался 1 человек.

У нас появился первый лидер, мы дадим ему значок лучшего слушателя. Молодец!

Теперь играет 2 ряд, а 1 ряд следит за соблюдением правил.

Играем.

У нас появился еще один лидер, он тоже получает значок. Молодец. Осталось решающее соревнование за 1 место в этой игре.

Остается 1 стул, играют.

Похлопаем победителю! Он получает золотую медаль за 1 место.

Поднимите руку, кому понравилась игра?

Мы отдохнули, теперь узнаем, какие вы внимательные слушатели. Я включу музыку, а вы попробуйте догадаться, что это за песня, её название и откуда она. (песня Настоящий друг из м\ф Тимка и Димка)

Правильно, давайте послушаем её до конца.

Ребята, какой куплет вы уже знаете? (первый)

Наша задача сегодня выучить 2й куплет. Давайте пропоем первый куплет и послушаем второй.

Сядьте ровно, руки сложите на колени, как настоящие певцы.

Включаю музыку, поем 1 куплет.

Настоящий друг текст песни (1 и 2 куплет)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Мы поссоримся - и помиримся,

"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Давайте теперь прочитаем слова 2 куплета хором.

Попробуем пропеть первые 2 строчки. Молодцы, теперь пропоем их под музыку. (Мы поссоримся - и помиримся,

"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.)

Проговорим остальные строки. (В полдень или в полночь

Друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий,

Верный друг.)

Теперь пропоем их.

Молодцы, попробуем под музыку.

Исполним весь второй куплет.

Сейчас 2й ряд споет второй куплет. (поют)

1й ряд. (поют)

познавательные УУД : общеучебные : (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез построение логической цепи рассуждений,

коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, планирование учебного сотрудничества, структурирование информации).

4.Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).

Задача: самостоятельно спеть 2 куплета песни «Настоящий друг»

Методы формирования соц. опыта:

Педагогическое требование;

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: , объяснение;

Ребята, мы с вами уже выучили 2 куплета. Поднимите руку, кто готов их исполнить?

Чтобы правильно и красиво её исполнить, вставайте, пожалуйста. Подравнялись. Слушайте друг друга во время исполнения.

Приготовились. (включаю музыку)

Похлопали самим себе, отлично, присаживайтесь.

Мы с вами выучили 2 куплета песни.

регулятивные УУД : ( волевая саморегуляция)

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества

5.Информация о домашнем задании

Задача: получить информацию о домашнем задании

Словесные: объяснение;

Дома выучите второй куплет песни «Настоящий друг».

РегулятивныеУУД : волевая саморегуляция

6.Рефлексия учебной деятельности

Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение;

Словесные: беседа

Наш урок подходит к концу.

Какая была тема урока?

Какие задачи мы ставили перед собой?

Все ли задачи мы решили? (да)

Теперь нарисуйте солнышку улыбку, если у вас все получилось или грусть, если что-то не получилось.

Спасибо за урок, мне понравилось с вами работать, до свидания.

Личностные УУД (самоопределение), Регулятивные УУД (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию); Коммуникативные УУД (взаимодействуют с педагогом),

Познавательные УУД: (проводят анализ своей деятельности)

Если у вас есть синтезатор, вам наверняка захочется максимально использовать его функции на практике. Научиться этому несложно: зная, как правильно подобрать мелодию на синтезаторе , вы сможете самостоятельно, практически один в один, воспроизвести звучание любой группы музыкальных инструментов.

С чего начать

Начинать лучше всего с известных мелодий, звучание которых вам хорошо знакомо. Однако чтобы учесть все нюансы произведения и полностью передать всю его красоту и благозвучие, следует предварительно прослушать его запись.  Но не просто прослушать, а проанализировать: с какого инструмента начинается мелодия, каков ее темп, ритмический рисунок, какой инструмент используется в сольной партии, а какие участвуют в создании музыкального фона. Как правило, одного прослушивания бывает недостаточно для подробного анализа, поэтому желательно прослушать запись несколько раз. Можно составить для себя небольшой план, который поможет вам правильно сориентироваться при подборе музыки.

Выбор стиля, ритма, инструментов

Итак, произведение проанализировано, план составлен – пора садиться за инструмент. Не спешите убирать диск с оригиналом, включите его еще раз и во время звучания музыки подберите нужный темп. Затем в соответствии с музыкальным стилем произведения найдите такой же стиль на синтезаторе. Выберите наиболее подходящую ритмическую группу, включите автоаккомпанемент – так вы создадите ритмическую основу произведения, на которую затем будут наслаиваться другие инструменты. После этого подберите мелодию, выбрав звучание нужного инструмента. Проиграйте все вместе – уже близко к оригиналу, правда? Если вы чувствуете, что не хватает музыкального фона, можете добавить звучание нужного инструмента, группы инструментов (струнных, духовых, народных) или электронного вокала. Вот теперь вы можете с удовольствием наслаждаться любимой музыкой в собственном исполнении!

Для памяти

И еще один важный момент: чтобы каждый раз не подбирать любимые мелодии заново, заведите специальный блокнот и запишите туда цифровой набор произведения, которое вы только что подобрали: темп, номер стиля, номера основных и дополнительных инструментов. Пользуясь такой «шпаргалкой» в следующий раз вы без труда сможете сыграть произведение, которое когда-то подбирали.