Информация сохраненная на какой либо. Как хранится информация на компьютере. Значение информации в различных областях знаний


ПРАВИЛА ИГРЫ

Дорогие участники!

Перед Вами появится табло с темами вопросов и ценой каждого вопроса, так называемое табло «Своей игры». Ваша задача: посоветовавшись, выбрать ту категорию, которую вы посчитаете нужной.

Если ты отвечаешь на поставленный вопрос ПОЛНОСТЬЮ правильно, то тебе начисляется МАКСИМАЛЬНЫЙ балл. Во всех остальные случаях ответа или пропуска ответа на вопрос участвующей команде начисляется 0 баллов.

Помни, команда, что у тебя есть три подсказки:

  • ПОДСКАЗКА УЧИТЕЛЯ
  • ЗАМЕНА ВОПРОСА
  • ПЕРЕВОД ВОПРОСА НА ДРУГУЮ КОМАНДУ

История

Русский язык

Русская литература

География

Советские мультфильмы


РУССКИЙ ЯЗЫК-10

  • Найди ошибку в употреблении прописной буквы в словах и словосочетаниях:

Мифы об Аполлоне, дамоклов меч, евстахиева труба, перейти рубикон, сиамские близнецы, Древняя Русь

Знаменитый римский полководец Гай Юлий Цезарь, покорив соседних галлов и одержав ряд других блестящих побед, решил овладеть верховной властью в Риме. Сенат запретил ему переходить границу между Галлией и самой Италией. Он нарушил этот запрет и, воскликнув: «Жребий брошен!» - перешел через пограничную речку Рубикон (по-латыни – «Красная речка»). Началась гражданская война, из которой Цезарь вышел победителем и стал диктатором в Римском государстве. «Перейти Р убикон» теперь значит: совершить поступок, который уже не может быть отменен, принять опасное и бесповоротное решение. «Жребий брошен» говорится в значении: «колебания кончены, я начал действовать, и изменить что-либо уже поздно».


РУССКИЙ ЯЗЫК-25

  • Сколько корней в слове АЭРОФОТОСЪЁМКА? КАКИЕ ЭТО КОРНИ?

В слове «аэрофотосъемка» три корня: первый корень – АЭРО, второй корень – ФОТО, третий корень – ЁМ


РУССКИЙ ЯЗЫК-50

  • Объясните смысловое различие между словами: поем – поём.

поем (от поесть) – поём (от петь)


РУССКИЙ ЯЗЫК-75

  • Вам дано предложение с речевой ошибкой, найди эту ошибку, и замените предложение или словосочетание другими, более подходящими словами.

Предложение: Сейчас судьи вынесут очки.

Речевая ошибка, правильно сказать «покажет количество очков».

Омонимия: 1) Очки – прибор для зрения

2) Очки – баллы

Правильно: Сейчас судьи покажут количество очков.


РУССКИЙ ЯЗЫК-100

  • В какой сказке А. С. Пушкина слово «лебедь» женского рода? Из чего это можно заключить?

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

С берега душой печальной

Провожает бег их дальный;

Глядь - поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.


РУССКИЙ ЯЗЫК-150

О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х I Х – начала ХХ века Роман Федорович Брандт писал: «…они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»?

Брандт писал о заимствовании иноязычных слов и о заимствованных словах.


РУССКИЙ ЯЗЫК-200

  • Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

Что написано пером, то не вырубишь топором.


ИСТОРИЯ-10

  • Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос:

К какому периоду относится данный плакат?

  • 1941-1945 года
  • 1945-1953 года
  • 1953-1964 года
  • 1991-2000 года

Ответ: 3) 1953-1964


ИСТОРИЯ-25

  • Укажите событие, изображенное на схеме? Кто руководил русскими войсками в этой битве?

Битва на Чудском озере («Ледовое побоище»), руководил русскими войскам князь Александр Ярославич (Невский)


ИСТОРИЯ-50

  • Назовите того, кто изображен на рисунке справа и его функцию?

Бог мудрости – ТОТ


ИСТОРИЯ-75

Иранцы называли его Ашаена (Суровое море), турки – Карадениз (Мрачное море), греки – Понт Эвксинский (Негостеприимное море). А как называем его мы?

Черное море


ИСТОРИЯ-100

Совет в Филях - военный совет, который в соответствии с Воинским уставом был созван 1 сентября 1812 года во время Отечественной войны главнокомандующим М. И. Кутузовым в деревне Фили к западу от Москвы. На рассмотрение был вынесен вопрос о том, дать французам сражение под Москвой либо оставить город без боя.


ИСТОРИЯ-150

Джеймс Кук

Христофор Колумб

Марко Поло

  • Назовите общую черту всех людей представленных на этих иллюстрациях. Но лишь одна картинка будет лишняя, объясните почему и найдите эту картинку.

Все эти люди когда-либо путешествовали. Но лишь Александр Николаевич Островский, известный драматург и основоположник театрального искусства, ничего не открыл, в отличие от всех остальных. Он лишь путешествовал по Волге, которая была известна людям еще тысячу лет назад.

Александр Островский


ИСТОРИЯ-200

  • Как называлась первая каменная церковь Древнерусского государства? И почему она так называлась?

Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве – первая каменная церковь Древнерусского государства. Церковь была построена на десятую часть всех доходов государства.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА-10

В 1820 году, после трех лет работы, А. С. Пушкин заканчивает писать свою сказочную поэму. Поэту 21 год. А спустя восемь лет уже зрелым мастером написан пролог к поэме. Многие знают его наизусть еще с детских лет. Назовите эту поэму и прочитайте хотя бы две строчки этого пролога?

Ответ: поэма «Руслан и Людмила»


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА-25

30 сентября 1830 года в Болдине была написана первая сказка Александра Сергеевича Пушкина. Как она называлась?

Ответ: «Сказка о попе и о работнике его Балде»


Бык с плугом на покой тащился по трудах;

А Муха у него сидела на рогах,

И Муху же они дорогой повстречали.

«Откуда ты, сестра?» - от этой был вопрос.

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит:

«Откуда? - мы пахали!»

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!»

Ответ: басня; Иван Иванович Дмитриев


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА-75

Какое произведение не принадлежит Владимиру Ивановичу Далю? Назовите настоящего автора (или авторов) этого произведения?

а) «Старик-годовик»

б) «Ворона»

в) «Журавль и цапля»

г) «Привередница»

д) «Курочка Ряба»

е) «Мороз Иванович»

Ответ: е) «Мороз Иванович» – это сказка Владимира Федоровича Одоевского


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА-100

Вспомните, под какими псевдонимами нам известны эти писатели:

А) Максим Горький

Б) Антоша Чехонте

В) Александр Михайлович Гликберг

Г) Марк Твен

Д) Аврора Дюдеван

А) Максим Горький – Алексей Пешков

Б) Антоша Чехонте - Антон Чехов

В) Александр Михайлович Гликберг – Саша Чёрный

Г) Марк Твен – Самюэль Клеменс

Д) Аврора Дюдеван - Жорж Санд


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА-150

Кто написал эти строки?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

  • А. А. Фет
  • А. С. Пушкин
  • Ф. И. Тютчев
  • В. А. Жуковский
  • М. Ю. Лермонтов

Ответ: 3) Ф. И. Тютчев


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА-200

Отгадай, из каких произведений эти строки? Укажи их автора?

а) Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

б) Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит.

в) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

а) А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

б) А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»

в) И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

В настоящее время остро стоит проблема сохранения накопленной человечеством информации. Информация на электронных носителях подвергается различным рискам: ломается техника, постоянно меняются сами носители, разъемы для них, от электромагнитного импульса, вспышки на Солнце и т.д. информация может вообще исчезнуть с электронных носителей.

Поэтому нужно придумать более долговечный способ сохранения информации, продублировать этим способом уже существующую. Возможно, следует создавать печатные книги на сверхпрочной бумаге, пластиковые книги или др. Известно, что информация может храниться в кристалле, воде, на заряде молнии.

Ведь былые цивилизации придумали удачные способы хранения информации: папирусы, глиняные таблички, высеченные на скалах и камнях изображения, расположение и геометрия пирамид, древних городов, зашифровка информации в мифах и легендах, знаках, символах и др.

Современному человечеству необходимо прилагать осознанные целенаправленные действия по сохранению той электронной информации, которая уже накапливается музеями, библиотеками, архивами и другими институтами памяти и которая пока еще по разным причинам остается за пределами их внимания.

Речь идет как об электронной информации, порожденной самими учреждениями культуры в результате оцифровки своих фондов, создания баз данных и каталогов, подготовки электронных изданий и пр., так и о чисто виртуальной информации, зарождающейся и существующей только в Интернете.

Точно так же, как книги и картины, газеты и произведения декоративно-прикладного искусства, фотографии и кинофильмы, документальное наследие, - электронные информационные ресурсы необходимо постоянно поддерживать в актуальном состоянии и сохранять для будущих поколений.

Целью сохранения электронной информации является обеспечение долговременной (или вечной) доступности цифровых материалов, с сохранением всех смысловых и функциональных характеристик исходных материалов, возможностей поиска, презентации и интерпретации для последующего доступа и использования.

Без специальных усилий по сохранению цифрового культурного наследия, объем и разнообразие которого постоянно увеличиваются, оно будет неизбежно и довольно быстро утрачено.

С резким увеличением объемов электронных информационных ресурсов возникли серьезные проблемы нового качества, которые необходимо учитывать при принятии решений о создании цифровых массивов данных. Речь идет о задачах архивирования и сохранности документов в цифровых библиотеках нового поколения.

Стремительный (лавинообразный) рост объемов информационных ресурсов можно объяснить следующими причинами:

  • количество и разнообразие хранителей и производителей контента не просто увеличилось, оно стало практически необозримым;
  • увеличилось разнообразие типов и видов контента;
  • благодаря аудиовизуальным технологиям было создано культурное наследие нового типа (аудио-, видеозаписи, фильмы и пр.);
  • появление новых физических установок, способных регистрировать огромные объемы информации с очень высокой скоростью;
  • большинство информации появляется сразу в цифровом виде;
  • данные порождаются либо в полуавтоматическом, либо в полностью автоматическом режиме;
  • лавинообразный рост количества информации связан как с развитием способов ее хранения, так и с успехами коммуникации.

Перед миром возникла новая проблема - помимо традиционной информации необходимо сохранять электронную:

  • информацию на аналоговых носителях;
  • информацию, полученную в результате оцифровки информации с аналоговых носителей;
  • информацию, рождённую в электронном виде и существующую только в Интернете, а в некоторых случаях и программное обеспечение и аппаратуру.

Сохранение цифровой информации требует постоянных усилий и дополнительных значительных финансовых вложений.

Катастрофически возрастающие объемы информации, технологические и технические трудности, связанные с регистрацией и необходимостью сохранения этих объемов, трудности контекстного анализа и отбора информации, огромные финансовые расходы по обеспечению сохранности электронной информации, а главное, отсутствие осознания мировым сообществом значимости и неотложности решения проблем сохранения электронной информации - все это приближает мир к информационному кризису, последствия которого могут стать гораздо более серьезными, чем последствия кризиса экономического.

Уменьшилась ответственность производителей и хранителей цифрового контента. Хранители комплектуют далеко не все типы электронной информации, имеющей социально-культурное значение , часто не могут обеспечить сохранность электронных информационных ресурсов, не несут ответственности за их утрату.

На международном уровне задачам долговременного сохранения электронной информации и доступа к ней, большое внимание уделяет ЮНЕСКО.

Постепенно прилагаемые усилия начинают приносить некоторые результаты. В последнее время разрабатываются программы сохранения электронной информации в библиотеках.

Электронная информация может быть утрачена на этапе ее создания и использования, еще до того, как появляется необходимость перехода на новые технологические платформы. Поэтому сохранение и обеспечение доступа к электронным объектам и системам необходимо подразделять на:

  • оперативное, т.е. сохранение цифровой информации в процессе ее создания и использования (в исходных форматах);
  • долговременное, т.е. переход (миграция) на новые единые форматы и технологические платформы с сохранением всех возможностей поиска и доступа.

Современные методы сохранения цифровых объектов:

  • обновление: копирование на такой же носитель;
  • репликация: создание одной или нескольких полных копий (клонов) цифровых материалов;
  • эмуляция: создание образа исходного материала на другом носителе с сохранением всех функциональных характеристик;
  • инкапсуляция: методика группировки, помещения в "капсулу", цифрового объекта вместе со всем тем, что необходимо для обеспечения доступа к объекту;
  • миграция, т.е. перенос исходного цифрового материала в новое технологическое окружение;
  • веб-архивирование, т.е. архивирование определенного сегмента сети с помощью программ-роботов.

Комплекс организационных мероприятий при сохранении электронной информации в процессе создания и использования должен предусматривать:

  • планирование мероприятий по сохранению электронной информации;
  • определение ответственных за сохранение электронной информации;
  • разработку и внедрение регламентов сохранения и действий в нештатных ситуациях;
  • административный контроль за исполнением методик и регламентов;
  • наличие отдельных помещений.

Долговременное сохранение электронной информации должно предусматривать создание специальных хранилищ или отдельных помещений, обеспечивающих:

  • охрану, охранную и противопожарную сигнализацию, современные технические средства пожаротушения;
  • надёжное электроснабжение;
  • ограниченный доступ персонала в соответствии со служебными обязанностями;
  • необходимые физические и климатические условия хранения;
  • техническое оборудование и программное обеспечение для организации технологического цикла (сохранение, доступ, перезапись в единых форматах и пр.);
  • наличие квалифицированного персонала;
  • наличие проектной документации (проектный подход).

Сохранение электронных материалов требует гораздо больших непрерывных усилий, времени, денег, чем сохранение и реставрация традиционных носителей, и проблемы сохранения носят принципиально другой характер. До сих пор можно прочитать документы, созданные несколько тысячелетий тому назад, но цифровые объекты, созданные всего десять лет назад, находятся под угрозой полного исчезновения, и в результате может наступить электронный "темный век".

Традиционные носители информации разрушаются постепенно, и это дает время на то, чтобы провести консервацию и реставрацию. Электронная информация исчезает мгновенно (например, при отключении электричества или поломке носителя), и чаще всего восстановить ее уже невозможно. Поэтому, оценив риски и возможные потери, необходимо принимать превентивные меры по сохранению информации.

В число факторов, в результате действия которых электронные информационные ресурсы (в том числе имеющие непреходящую ценность) могут быть безвозвратно утеряны для будущих поколений, входят:

  • ликвидация учреждения или прекращение финансирования, необходимого для поддержки цифровых информационных ресурсов;
  • локальные катастрофы (отключение электричества, пожар, наводнение, поломка носителя, действие вирусов и пр.);
  • физическое старение носителей;
  • затруднение доступа к информации из-за того, что ее невозможно разыскать;
  • моральное старение техники и технологий в связи с изобретением новых технических и технологических платформ;
  • неопределенность статуса и ответственности;
  • отсутствие регламентов сохранения;
  • несоблюдение режимов регулярного копирования и оперативного сохранения;
  • отсутствие техники и помещений, необходимых для оперативного сохранения;
  • отсутствие квалифицированных специалистов;
  • невозможность провести своевременную миграцию на новые технологии.

Основная причина возможной утраты электронной информации, а часто и реальных потерь состоит в том, что отсутствует осознание проблемы на всех уровнях. Как следствие, не обеспечиваются должная организация процессов сохранения электронной информации на всех этапах ее жизненного цикла и наличие критической массы взаимозаменяемых специалистов, способных реализовать эти процессы.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС

Задание №1. Решите лингвистические задачи:

1. Какие слова получатся, если вы прочитаете лён, луг, люк, альт наоборот? Запишите эти слова. Какое из них окажется «четвертым лишним»?

Количество баллов.

Одно слово – 0,5 балла.

М аксимум 2 балла.

2. О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х1Х – начала ХХ века Роман Федорович Брандт писал: «…они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»?

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 2 балла.

Максимум – 2 балла.

3 . Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

Количество баллов.

1 балл.

ОТВЕТЫ:

1. Ответ.

1. Гул, куль, тля.

2. Четвертое лишнее - нёль.

2. Ответ.

Р.Ф. Брандт писал о заимствовании иноязычных слов и о заимствованных словах.

3. Ответ.

Что написано пером, то не вырубишь топором.


Задание №2.

Есть ли родственная связь между словами килограмм и грамматика ? Прокомментируйте свой ответ.

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Комментарий – 5 баллов.

Максимум 6 баллов.
Ответ.

Родственной связи нет: одним из корней слова килограмм является греч. грамма мелкая мера веса , а грамматика – от греч. грамма письменный знак .


Задание № 3. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать .

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 0,5 балла.

Максимум – 4 балла.
ОТВЕТ: Дебаты - споры, интуиция – чутье, изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз – подарок, тотальный - всеобщий, социальный - общественный, превалировать – преобладать.
Задание № 4. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?

1) Мать грустно смотрела на детей.

2) Ожидание было грустно.

3) Мне грустно.

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Максимум – 3 балла.
ОТВЕТ:

1) наречие;

2) краткое прилагательное;


Задание № 5.

Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?

Так спросил у озорного

Кота Васи я:

Что же значит это слово:

Ка-та-ва-си-я?

Кот весьма любезен был –

Объяснил наглядно:

Всю посуду перебил

И спросил:

Понятно?

Количество баллов.

Ответ на вопрос об использованном приеме – 1 балл.

Выявление языкового средства и его определение – 3 балла.

Максимум – 4 балла.
ОТВЕТ: Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов. Омофоны – слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся. Например, тушь – туш, балл – бал, орёл – Орёл, кот – код и проч.
Задание № 6.

Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, кочерга, блюдце, эполеты, боярин, килограмм. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения. Количество баллов.


Количество баллов.

Форма образована верно – 0,5 балла (итого 4 балла).

Максимум – 4 балла.

ОТВЕТ: Доньев, туфель, грузин, кочерёг, блюдец, эполет, бояр, килограмм – килограммов.
Задание № 7.

Какую синтаксическую роль в предложении выполняют выделенные слова?

А) Он дал мне письмо с просьбой опустить его в почтовый ящик.

Б) Ветви елей тянулись к моему лицу.

В) Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.

Г) Я жду не дождусь окончания работы.
Количество баллов.

Правильный ответ – 1балл.

Максимум – 5 баллов.

ОТВЕТ: а) определение; б) определение; в) обстоятельство времени; обстоятельство цели (с какой целью? или для чего?); г) сказуемое.

Задание № 8.

Сокол – хищная птица, отличается острым зрением и быстротой полета, особенно при преследовании добычи. Существует выражение: «гол как сокол». Какая тут связь?


Количество баллов.

Правильный ответ – 3 балла .
ОТВЕТ : Сокол – хищная птица и выражение «гол как сокол» никак не связаны. «Сокол», голый и гладкий, так называли старинное стенобитное орудие из чугуна. Его подвешивали на железных цепях и ломали с успехом любую стену, и каменную, и деревянную.

Задание № 9.

Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь приставок? Свой ответ обоснуйте, указав морфемный состав слов.
Взобраться, вскочить, вспомнить, самообслуживание, понавыдумывать.
Количество баллов.

Морфемный состав слова – 1 балл.

Максимум 5 баллов.
Ответ.

7 приставок.

Взо – бр – а – ть – ся – 1 приставка.

В – скоч – и – ть – 1 приставка.

Вс – помн – и – ть – 1 приставка.

Сам – о – об – служ – и – ва – ний – е – 1 приставка.

По – на – вы – дум- ыва – ть – 3 приставки.
Задание № 10.

Отредактируйте предложенные предложения, запишите исправленный вариант:

А) Мать любила и гордилась своим сыном.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.

Г) С ним произошел неприятный инцидент.

Количество баллов.

Правильно отредактированное предложение – 1 балл.

Максимум 4 балла.

ОТВЕТ:

А) Мать любила и гордилась своим сыном. - Мать любила своего сына и гордилась им.

Свидетель показал, что видел …

В) Мемориальный памятник установлен на площади. - Памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент. - С ним произошел инцидент.
Задание № 11. Творческое задание

Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.

И бяста у него два мужа , не племени его, но боярина, и та испросистася къ Цесарюграду с родом своимъ. И поидоста по Дънепру, идуче мимо и узрѣста на горѣ городокъ. И въспрошаста, ркуще: «Чий се городъ?» Они же ркоша: «Была суть три братья - Кий, Щекъ, Хоривъ, иже сдѣлаша городъ сий, и изъгыбоша, а мы сѣдимъ род ихъ, и платимы дань козаром». Асколдъ же и Диръ остаста в городе семъ, и многы варягы съвокуписта и начаста владѣти польскою землею, Рюрику же княжящу в Новѣгородѣ.
Задание к тексту :

Укажите значение слова муж в первом предложении текста.


Количество баллов.

10 баллов за перевод+2 балла за определение слова.

Максимум: 12 баллов.
ОТВЕТ: И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

Муж(ь) - в древнерусском языке - «именитый, почтенный человек».

  • Извлечение информации
  • Сохранение информации

    Сохранение информации- это, пожалуй, один из самых важных моментов в жизни любого человека. Перед психологами всегда стояла задача изучения процессов запечатления и сохранения следов памяти с последующим их узнаванием и воспроизведением.

    Как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения этих следов на короткие и длительные сроки- все эти вопросы были и остаются актуальными до сих пор.

    Когнитивная психология с помощью компьютерной метафоры вносит свою лепту в освещение этих вопросов. Для компьютера память- это тоже смысл его существования.

    Представить себе трудно, что будет с человеком, которому не удается сохранить поступающую к нему информацию, а может и не столь трудно, если обратить внимание на людей, страдающих склерозом.

    Человеку плохо, если не удается запомнить какую-то информацию или извлечь ее, говорят, что это не память, а решето, но во сто крат хуже, если не запоминается вообще ничего и не извлекается тоже ничего. Получается сплошная дырка. А кому нужен компьютер- "склеротик"? На свалку его! А кому нужна такая овощная база, в которой пустые хранилища? Значит, ее нужно переоборудовать под какой-нибудь склад или рынок.

    Нам уже известно, что информация, поступающая в память, оставляет след, и мы знаем, что существуют такие хранилища памяти, как сенсорное, промежуточное и постоянное.

    Распределение и кодирование информации

    Я представляю себе это так: промежуточное хранилище или кратковременное, не долго хранит информацию, которая в данный момент является как бы оперативной или рабочей памятью, управляемой центральным процессором, который распределяет эту информацию на кодирующие устройства, которые в нужный момент должны быть активированы. Эта активация зависит от долговременной репрезентации (представления), т.е., чтобы сохранить в памяти какую-то информацию, мы должны уже обладать какими-то знаниями об окружающем мире. Этому соответствуют способы кодирования материала: а) зрительное, б) акустическое, в) семантическое.


    Зрительное и акустическое кодирование достаточно понятно и, в принципе мы уже их касались и определили, что зрительное кодирование опережает акустическое или слуховое.

    Семантическое кодирование- это такое кодирование, когда информации придается смысл. Для кодирования в этом случае необходима связь с уже сохраненными понятиями.

    Повторение - мать учения

    Лучшим способом запоминания во все времена был способ повторения. Как выяснилось повторение- это произнесение. Действительно, вспомните классического "зубрилку", он всегда что-то бубнит, стараясь лучше запомнить. Да, очевидно, и любой из вас может поймать себя на том, что проговаривает мысленно или вслух то, что нужно запомнить. Часто этот процесс может быть неосознанным.

    Повторение способствует удержанию информации в промежуточном хранилище, но, к сожалению, а может и к счастью, не может увеличить объем этого хранилища. Происходит как бы подпитка той информации, тающего следа памяти, который находится в хранилище благодаря повторению. Происходит что-то вроде кругооборота, но до каких пор и как все же происходит запоминание, ведь не вертится все это до бесконечности в промежуточном хранилище?

    Большинство когнитивных психологов сходится во мнении, что повторение дает возможность:

    • Перевести информацию из персептивной в кратковременную память.
    • Понизить нагрузку на кратковременную память.
    • Перевести информацию в долговременную память.
    • Группировать материал для последующего воспроизведения.

    Очевидно, для того чтобы происходило кодирование запоминаемого материала, должна быть связь с сохраненными понятиями, и все хранилища памяти взаимосвязаны между собой.

    Лучше всего запоминается то, что составляет цель нашего действия, большинство систематических знаний появляется в результате специальной деятельности, цель которой- запоминание и сохранение в памяти запомненного материала. Осмысленное запоминание гораздо продуктивнее механического, требующего многих повторений и времени.

    Запоминание

    Для лучшего запоминания недостаточно только повторения, информация должна быть специальным образом сгруппирована, соотнесена, что послужит для закрепления связей.

    Запоминание- это как бы два последовательных процесса, один из них это обработка информации или ее кодирование и консолидация следа. Для долговременного запоминания информации необходима смысловая обработка, которая невозможна без обращения к семантической памяти.

    Вначале эта информация распознается, а затем получает пространственно-временные координаты, для того, чтобы запомнить эту информацию как событие, ставится как бы памятка, для дальнейшего нахождения этой информации.

    Для увеличения продуктивности запоминания и сохранения информации в памяти существуют разные способы- это перекодирование и укрупнение информации, образное кодирование, перевод слов и цифр в зрительные образы, заучивание слов-ориентиров, чтобы не заблудиться в потоке поступающей информации (вспомните, как в турпоходе идущие впереди оставляют стрелки-ориентиры для идущих за ними).

    Память человека хранит запомненное более или менее длительное время. Динамическое сохранение характерно для оперативной памяти, статическое- для долговременной памяти. В долговременную память информация поступает непрерывно, преобразуясь и реконструируясь. В чем это заключается? Некоторые детали информации заменяются другими, информация меняется и обобщается. Как это можно определить? Об этом можно судить в процессе извлечения информации (узнавания и воспроизведения).

    Извлечение информации

    Извлечение информации из промежуточного хранилища

    Казалось бы, из промежуточного хранилища легче извлечь информацию, т.к. она "свежая", доступная и пока не утеряна. Это хранилище- наше настоящее, можно даже сказать сиюминутное. Несмотря на это информация в нем уже закодирована и систематизирована, поэтому не каждая информация может быть легко извлечена и зависит от скорости доступа к ней. Чем раньше нам понадобится сохраненная информация, тем скорее мы сможем ее извлечь.

    Например, мы производим какие-то расчеты и полученный итог нам нужен, чтобы занести его в какие-то документы. Мы быстренько извлекаем его из памяти и записываем. Если он нам дальше не понадобится, то благополучно его забываем, а, если этот результат представляет для нас определенную ценность, то он сохраняется в памяти. Чтобы получить необходимую информацию, надо искать ее, а это оказывается, связано с долговременной памятью, она уже попала в долговременное хранилище.

    Та информация, которую надо запомнить надолго, уже прошла кодировку слуховую, визуальную или семантическую, что делает возможным ее извлечение.

    В промежуточном хранилище происходит огромная работа, там информация обрабатывается, кодируется, передается на долговременное хранение, но возможно и извлечение ее на любом этапе.

    Извлечение информации из постоянного хранилища (долговременной памяти)

    Существует разделение долговременной памяти на эпизодическую и семантическую. Эпизодическая память включает в себя личный опыт человека, субъективно осознанный, поэтому он может быть активно воспроизведен. А семантическая память- это знания о мире, общих закономерностях, знание речевых категорий. Именно при наличии следа в семантической памяти появляется чувство "знакомости" при повторной встрече с каким-либо явлением, что облегчает извлечение необходимой информации.

    Извлечение информации из долговременной памяти- это, прежде всего, ее узнавание, воспроизведение, вспоминание.

    Узнавание

    Узнавание происходит в момент восприятия, при этом происходит сравнение с ранее сформированным впечатлением на основе либо личных впечатлений (представление памяти), либо на основе словесных описаний (представление воображения).

    Если мы узнали объект, то сразу относим его к определенной категории. Например, на пустынной дороги появился силуэт, мы еще не знаем, кто это мужчина или женщина, но уже можем отнести его к определенной категории- человек. Узнавание может быть различным по степени точности.

    Иногда, увидев в фильме знакомого артиста, мы тут же моментально узнаем его, говорим его имя и фамилию, когда и в каких фильмах он играл и какие роли. А иной раз мы видим вроде знакомого артиста, но не припоминаем, кто он, где играл, но что-то знакомое в нем есть. При этом ощущение неопределенности способствует более внимательному поиску в памяти.

    Скорее всего, узнавание происходит в зависимости от знакомства с объектом и затем поиска соответствия в долговременной памяти. Таким образом, узнавание- это сравнение входящей информации с уже закодированным и сохраненным в памяти материалом.

    Беглость узнавания определяет, насколько мы знакомы с объектом. Например, если мы можем с первых слов чтеца определить произведение, или с первых услышанных нот идентифицировать музыкальное произведение- это говорит о действительно беглом восприятии, а также о хорошей кодировке информации в нашей памяти.

    Дж. Брансфордом была выдвинута идея соответствия стимула передаче- сигнал должен соответствовать контексту закодированной информации.

    Воспроизведение информации

    Воспроизведение информации- это активный когнитивный процесс, состоящий из нескольких этапов. Вначале ведется поиск нужного следа. При появлении новой информации, близкой по своим характеристикам уже имеющейся, делает отыскание нужного материала гораздо сложнее. Когда все же след найден его нужно раскодировать (декодировать), и сверить полученную информацию с требованиями задания.

    Воспроизведение информации может быть активным либо иметь вид узнавания предъявляемого стимула, и тогда не происходит активного поиска следа и декодирования информации.

    Вспоминание

    Вспоминание может происходить и в случае, если мы не смогли узнать объект. Оно обусловлено порождением сигналов, которых нет в окружающем мире, но это необходимо для извлечения информации из долговременной памяти и помещения ее в оперативную память.

    Так, например, в телевизионных играх-шоу иногда пользуются наводящими вопросами и вдруг игрока, как бы осеняет, вроде информационная молния проносится, и он вспоминает нужный ответ. А не вспоминается ли вам поиск необходимой информации в компьютере или Интернете, иногда приходится задать несколько дополнительных условий, и вот нужная вам информация оказывается перед вами.

    Можно выделить два вида вспоминания- это когда нам хорошо известна информация (дата своего рождения) и когда нами производится выбор из нескольких вариантов (дата рождения знакомого). Свободное вспоминание происходит при извлечении легкодоступной информации, а подготовленное вспоминание (его еще называют припоминанием) происходит в случае, если подготавливающий стимул совпадает с хранящейся информацией.

    На вспоминание сильно влияет эмоциональное состояние в момент сохранения информации, если был эмоциональный всплеск в этот момент, то вспоминание происходит в мельчайших подробностях.

    Вспоминание более сложно, чем узнавание, т.к. для него необходимо волевое участие, нужно провести определенную работу, перебирая факты. Но все же человеку в этом смысле легче, т.к. ему на помощь приходят ассоциации и интуиция, а "бедный" компьютер, он вынужден перебирать всю информацию, пока не "набредет" на необходимый факт.

    Сортировка информации по категориям

    Чем выше организация памяти, тем легче извлекается информация. Экспериментальным путем было установлено, что информация извлекается в основном по категориям. Существует модель кластеризации, согласно которой информация в постоянном хранилище содержится в кластерах.

    Те, люди, которые используют при сохранении информации больше категорий, рассортировывая слова (понятия) по большему числу категорий, больше и лучше их вспоминают.

    Процесс воспроизведения

    Воспроизведение, наверно, более подходящее понятие для извлечения информации, чем просто вспоминание. Ведь нечаянно или специально вспомнив, можно опять "загнать" информацию в дальний угол долговременного хранилища. А воспроизведение как бы подразумевает извлечение необходимой информации из долговременной памяти, помещение ее в оперативную память и работу с ней.

    Если проанализировать процесс воспроизведения, то можно увидеть, что при воспроизведении происходит обобщение, либо конкретизация и детализация материала, иногда подмена содержания равнозначным по смыслу, в некоторых случаях происходит сокращение, либо объединение разных частей.

    Бывают случаи, когда информация дополняется другой информацией, поступившей ранее. Случаются, конечно, и искажения смысловой информации, да, видимо и не только смысловой. В системе человек-компьютер тоже возможны сбои.

    О чем свидетельствуют все эти факты? Да, о том, что, скорее всего в мозгу человека, в его памяти идет постоянная работа, сохраненная информация перерабатывается и перераспределяется по нужным кластерам, либо полочкам, все равно, как это назвать. Информация каким-то образом дополняется, и все это сохраняется для того, чтобы появится при воспроизведении в необходимом виде.

    В зависимости от свойств памяти конкретного человека готовность к воспроизведению может быть разной. Воспроизведение информации может быть точным, либо неполным, либо переработанным, но равнозначным по смыслу первоначальной информации.

    Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга - библиотека, картина - музей, фотография - альбом). Способы хранения информации Этот процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации. Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации: зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться во время охоты; счет предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. С рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и распространения мысли в пространстве и во времени. Родилась документированная информация - рукописи и рукописные книги, появились своеобразные информационно-накопительные центры - древние библиотеки и архивы. Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы, законы). Вторым информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объем информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для ее получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и т.д.). В жизни человека процесс длительного хранения информации играет большую роль и подвергается постоянному совершенствованию. Когда объем накапливаемой информации возрастает настолько, что ее становится просто невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного рода записных книжек, указателей и т.д. Различная информация требует разного времени хранения:

      проездной билет надо хранить только в течение поездки;

      программу телевидения - текущую неделю;

      школьный дневник - учебный год;

      аттестат зрелости - до конца жизни;

      исторические документы - несколько столетий.

    ЭВМ предназначена для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Хранение очень больших объемов информации оправдано только при условии, если поиск нужной информации можно осуществить достаточно быстро, а сведения получить в доступной форме. Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур - главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Поэтому поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляют собой стандартные, формализованные процедуры. Человек по-разному подходит к хранению информации. Все зависит от того сколько ее и как долго ее нужно хранить. Если информации немного ее можно запомнить в уме. Нетрудно запомнить имя своего друга и его фамилию. А если нужно запомнить его номер телефона и домашний адрес мы пользуемся записной книжкой. Когда информация запомнена (сохранена) ее называют данные. Для записи данных в книжку требуется больше времени, чем на то чтобы их запомнить. Востребовать данные из записной книжки или из тетрадки тоже не так просто как вспомнить, но если в голове информация не сохранилась, то и записная книжка и тетрадка оказываются более надежными источниками данных. Хранение информации Самые долговременные средства для хранения данных - это книги. В них данные хранятся сотни лет. Благодаря книгам информация распространяется не только в пространстве, но и во времени. Вы знаете что по древним рукописным книгам, созданным сотни и тысячи лет назад, можно приобретать знания и сегодня. Информация в книгах хранится столь долю потому что есть специальные организации которым поручено собирать все выходящие книги и надежно их хранить. Такие организации нам известны - это библиотеки и музеи. Любое знание, занесенное в книгу обязательно кем-то сохраняется для других поколений, для этого в каждом государстве есть специальные законы.

    В памяти человека хранится информация обо всём, что он видел, слышал, чувствовал или испытывал. Люди хранят информацию на разных носителях и для хранения информации создают библиотеки и медиатеки. Зачем всё это? Хранение информации - это одно из действий с информацией, необходимое, прежде всего, для обеспечения жизнедеятельности и безопасности человека. Обратимся к истории. Давным-давно человек не умел добывать огонь и пользоваться им. Когда во время летней засухи возникали лесные пожары, люди обратили внимание на огонь и поняли, что огонь - это горячо! Если отойти подальше, то тепло, приятно. Люди сохранили в своей памяти информацию о свойствах огня и о том, как можно использовать огонь, чего при этом надо опасаться. Люди стали греться у огня, готовить на огне еду, обогревать и освещать огнём свой дом, но всегда при этом старались обеспечить свою безопасность. Только благодаря способности человека долго хранить в своей памяти информацию, его можно научить читать, писать и считать. Если бы у человека не было памяти, он не смог бы найти свой дом после прогулки, свои вещи в доме, приготовить пищу. Он не знал бы имён своих родителей и друзей и многое-многое другое. Информация, которая хранится в памяти отдельного человека, недоступна другим людям. Если то, что знает человек, он выразит каким-либо образом: звуками устной речи, письменно или рисунком, информацией смогут воспользоваться другие люди. Представленная на носителе информация уже не «связана» с памятью отдельного, конкретного человека. Сохранённой, то есть представленной на носителе, информацией может пользоваться любой человек. Важно, что представленную на носителе инфор­мацию можно хранить и передавать другим людям. Как тем, кто находится далеко, так и тем, кто будет жить после нас. Информацию, представленную на носителе рисунком, числами или текстом, можно долго хранить и передавать на большие расстояния. В каждом доме есть фотоальбом, в котором хра­нятся фотографии родных и близких людей. Тексты и рисунки сохраняют в записных книжках, книгах, журналах, дневниках. Про журнал, записную книжку, дневник или книгу можно сказать - это хранилище за­кодированной информации. Книги предназначены для длительного хранения информации. Книги хранят в библиотеках. В библиотеке обыч­но хранится много книг. Библиотеки бывают домаш­ние и школьные, городские и районные, детские и технические. Библиотека - это хранилище книг, то есть хранилище закодированной информации. В настоящее время люди научились хранить не только тексты и рисунки. Появились способы кодиро­вания и хранения звуковой и видеоинформации. Уже существуют книги, учебники, справочники, энциклопедии, которые изготовлены не из бумаги, а, напри­мер, в виде магнитных и лазерных дисков. Диски хранятся не в библиотеке, а в медиатеке. Медиатека - это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ. Компьютер тоже хранит информацию в своей па­мяти. Закодировать и хранить в памяти компьютера в виде цифровых данных можно и звуки, и изображе­ния, и тексты, и числа, и видеофильмы. Во время работы компьютера информация хранится в его внутренней памяти. Прежде чем выклю­чить компьютер, следует сохранить информацию на дисках (во внешней памяти), иначе она пропадёт.

    Главное, что мы должны понять и запомнить

    1. Хранение информации - это одно из действий с информацией. 2. Человек хранит информацию в своей памяти для обеспечения своей жизнедеятельности и безопасности. Память человека обеспечивает его способность учиться и работать. 3. Книги предназначены для длительного хранения информации. 4. Компьютер - это очень удобный инструмент для хранения закодированной информации. 5. Закодировать и хранить в памяти компьютера можно и звуки, и изображения, и тексты, и числа, и видеофильмы.

    Человек в своей памяти хранит информацию об окружающей действительности в виде различных образов: зрительных, звуковых, вкусовых и т.д. Для долговременного хранения информации, ее накопления и передачи из поколения в поколение используются материальные носители информации. Материальная природа носителей информации может быть различной:

      молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию;

      бумага, на которой хранятся тексты и изображения;

      магнитная лента, на которой хранится звуковая информация;

      микросхемы памяти,

      магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере и т.д.

    Носители информации характеризуются информационной емкостью, т.е. количеством информации, которое они могут хранить. Наиболее информационно емкими являются молекулы ДНК, которые имеют очень малый размер и плотно упакованы. Это позволяет хранить огромное количество информации (до 10 21 бит в 1 см 3), что позволяет организму развиваться из одной единственной клетки, содержащей всю необходимую генетическую информацию. Современные микросхемы памяти позволяют хранить в 1 см 3 до 10 10 бит информации, однако это в 100 миллиардов раз меньше, чем в ДНК. Можно сказать, что современные технологии пока существенно проигрывают биологической эволюции. Однако, если сравнивать информационную емкость традиционных носителей информации (книг) и современных компьютерных носителей, то прогресс очевиден. На каждом гибком магнитном диске может храниться книга объемом около 600 страниц, а на жестком магнитном диске целая библиотека, включающая десятки тысяч книг.

    Носитель информации - материальный объект, предназначенный для хранения информации.

    Носители информации можно различать не только по материалу, из которого они изготовлены, но и по способу их изготовления (например, рукописные, машинописные и т.д.), по специфике предназначения (микрофотокопии; чертежи; книги для слепых, напечатанные шрифтом Брайля).

    Если спилить дерево, то по кольцам на стволе можно определить, сколько ему лет, дождливым или засушливым был каждый год его жизни и многое другое. Значит, дерево хранит информацию обо всей своей жизни. Давным-давно, когда на Земле жили первобытные люди, возникла необходимость хранить различные сведения о способах охоты, земледелия. Для этого люди использовали рисунки, зарубки на палках, узелки на веревках. По этой информации мы и узнаем, как они жили. С появлением письменности человек стал хранить информацию на папирусе, глиняных табличках, берестяных свитках, бумаге. Современный человек для хранения информации использует фотопленку, киноленту, магнитные ленты и диски, лазерные диски и другие носители. Технические устройства и другие приспособления, на которых хранится информация, называются информационными носителями. Всем знаком информационный носитель – книга. Записная книжка, дневник, в который ученик записывает расписание уроков и домашние задания, - тоже информационные носители. Дверной косяк, на котором родители ежегодно отмечают рост своего ребенка, - тоже информационный носитель. Вы уже знаете, что иметь дело с хранением информации приходится очень часто, но информацию недостаточно просто сохранить, надо сделать так, чтобы потом, когда она понадобится, ее можно было быстро найти. Для этого люди придумали организацию хранения информации. Вот, например, вы решили сохранить адреса и телефоны одноклассников. Как лучше поступить? Правильно, нужно записать фамилии в записную книжку на странички, помеченные буквами – указателями в алфавитном порядке. Если хранить информацию в таком порядке, то очень быстро можно найти нужную фамилию, ведь алфавит мы хорошо знаем. Как найти нужное место в книге? Можно, конечно, просто перелистывать книгу страница за страницей, пока не найдется нужная страница, но этот способ займет много времени. Гораздо быстрее посмотреть оглавление. А какой способ использован для записи учеников в классном журнале? В расписании поездов указано, в какой город и в какое время уходит каждый поезд. В каком порядке надо расположить эту информацию, чтобы было удобно пассажиру? А как будет удобнее диспетчеру железнодорожного вокзала? В каком порядке располагаются слова в словаре? В телефонной книге названия учреждений тоже расположены в определенном порядке. В каком? Какие же существуют способы организации информации? Это таблицы, схемы, каталоги и др. Со схемами и таблицами вы уже работали на уроках. Посещая детскую библиотеку и читальный зал, видели библиотечные каталоги, в которых карточки расположены в алфавитном порядке. На карточки заносятся различные сведения, например: автор, название книги, год выпуска книги и др. Существуют и компьютерные электронные каталоги. Одну и ту же информацию можно представить различными способами