Знаки сертификации на товаре

В связи с тем, что согласно действующему Закону "О стандартизации" требования к показателям качества обязательными не являются, а стандарты в целом носят рекомендательный характер, возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соответствии со стандартами.

Если продукция подлежит обязательной сертификации, то сертификат соответствия и знак соответствия служат для потребителя гарантией ее безопасности. А как быть с качеством? Следуя практике зарубежных стран, где для информации потребителя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту (не путать со знаками соответствия, которыми продукцию маркируют после сертификационных испытаний для подтверждения ее соответствия нормам безопасности), Госстандарт РФ принял нормативный документ ГОСТ Ρ 1.9-95 "Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам". Маркировка знаком не заменяет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей.

В соответствии с этим документом предприятия-изготовители как отечественные, так и любого другого государства могут добровольно по своей инициативе использовать знак соответствия (рис. 2.1а), если их продукция производится в полном соответствии с требованиями российского государственного стандарта. При этом они обязаны соблюдать правила и процедуры указанного выше нормативного документа.

Чтобы иметь право маркировать свою продукцию этим знаком, необходимо получить лицензию в территориальном органе Госстандарта России. А для этого надо выполнить ряд условий. Прежде всего - представить территориальному органу достоверные доказательства соответствия конкретной продукции требованиям государственного стандарта, по которому она производится. Это должен быть нормативный документ вида технических условий, технических требований и методов контроля (испытаний, измерений, анализа). Территориальный орган Госстандарта проводит оценку полноты и объективности представленных доказательств.

Кроме того, требуется приложить к заявлению о выдаче лицензии: декларацию изготовителя о соответствии продукции всем требованиям стандарта; для продукции, подлежащей обязательной сертификации - копию сертификата соответствия (то же по добровольной сертификации); копию сертификата на систему качества либо заключение о результатах анализа производства; копии протоколов испытаний.

Перечисленные документы говорят о большом объеме работы, который надлежит проделать предприятию, прежде чем получить право использовать знак соответствия стандарту.

Если анализ документов убеждает территориальный орган в правоте притязаний заявителя, лицензия выдается. В противном случае может последовать отказ или предложение о дополнительных испытаниях продукции и повторной оценке производства с обязательным участием представителей территориального органа.

Поскольку еще не наработан опыт такого рода процедур в России, в отличие от западных стран, то о преимуществах для предприятий, выпускающих продукцию со знаком соответствия российскому государственному стандарту, видимо, можно говорить лишь в будущем времени. Так, по мнению Госстандарта, изготовитель такой продукции вправе претендовать на те или иные меры государственной . Пока нет соответствующего законодательного положения, предлагается обратить на это внимание органам местного управления. Предприятие, производящее маркируемую знаком продукцию, имеет веский шанс на получение правительственной премии в области качества. Бесспорно и то, что знак соответствия стандарту дает достаточно четкую информацию потребителю о качестве товара.

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Государство и право

Нижегородская Государственная Сельскохозяйственная Академия

РЕФЕРАТ

На тему «Маркировка продукции на соответствие стандартам качества»

Выполнила:

студентка 4 курса

экономического факультета

Данилина К. А.

Проверил:

Терешкин В. Е.

Нижний Новгород

Введение

    Порядок маркировки продукции знаком соответствия

стандартам качества

    Маркировка и ее основные функции

    Виды и структура маркировки

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции - характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции - основной фактор конкуренции между фирмами.

Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентировано ГОСТ 15 467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов.

Порядок маркировки продукции знаком соответствия стандартам качества

В связи с тем, что не все требования стандартов обязательны, а стандарты носят рекомендательный характер, возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соответствии с нормативными документами.

Если продукция подлежит обязательной сертификации, то сертификат соответствия и знак соответствия служат для потребителя гарантией ее безопасности. А как быть с качеством? Следуя практике зарубежных стран, где для информации потребителя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту (не путать со знаками соответствия, которыми продукцию маркируют после сертификационных испытаний для подтверждения ее соответствия нормам безопасности), Госстандарт РФ принял нормативный документ ГОСТ Р 1.9-95 "Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам". Маркировка знаком не заменяет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей.

В соответствии с этим документом предприятия-изготовители как отечественные, так и любого другого государства могут добровольно по своей инициативе использовать знак соответствия, если их продукция производится в полном соответствии с требованиями российского государственного стандарта. При этом они обязаны соблюдать правила и процедуры указанного выше нормативного документа.

Чтобы иметь право маркировать свою продукцию этим знаком, необходимо получить лицензию в территориальном органе Госстандарта России. А для этого надо выполнить ряд условий,

Прежде всего - представить территориальному органу достоверные доказательства соответствия конкретной продукции требованиям государственного стандарта, по которому она производится. Это должен быть нормативный документ вида технических условий, технических требований и методов контроля (испытаний, измерений, анализа). Территориальный орган Госстандарта проводит оценку полноты и объективности представленных доказательств.

Кроме того, требуется приложить к заявлению о выдаче лицензии: декларацию изготовителя о соответствии продукции1 всем требованиям стандарта; для продукции, подлежащей обязательной сертификации - копию сертификата соответствия (то же по добровольной сертификации); копию сертификата на систему качества либо заключение о результатах анализа производства; копии протоколов испытаний.

Перечисленные документы говорят о большом объеме работы, который надлежит проделать предприятию, прежде чем будет получено право использовать знак соответствия стандарту.

Если анализ документов убеждает территориальный орган в правоте притязаний заявителя, лицензия выдается. В противном случае может последовать отказ или предложение о дополнительных испытаниях продукции и повторной оценке производства с обязательным участием представителей территориального органа.

Поскольку еще не наработан опыт такого рода процедур в России, в отличие от западных стран, то о преимуществах для предприятий, выпускающих продукцию со знаком соответствия российскому государственному стандарту, видимо, можно говорить лишь в будущем времени. Так, по мнению Госстандарта, изготовитель такой продукции вправе претендовать на те или иные меры государственной поддержки. Пока нет соответствующего законодательного положения, предлагается обратить на это внимание органам местного управления. Предприятие,производящее маркируемую знаком продукцию, имеет веский шанс на получение правительственной премии в области качества. Бесспорно и то, что знак соответствия стандарту дает достаточно четкую информацию потребителю о качестве товара.

Из практики стандартизации и сертификации в РФ за последние годы можно сделать вывод, что знак соответствия применяется только для сертифицированной продукции по системе ГОСТ Р. Изготовитель сможет более широко пользоваться этим знаком, когда в России будет на законодательной основе введен такой способ доказательства соответствия, как заявление-декларация изготовителя.

Это предложено в "Концепции совершенствования сертификации и перехода к механизму оценки и подтверждения соответствия продукции и услуг" .

Маркировка и ее основные функции

Существуют два способа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям государственных стандартов: пу­тем сертификации или путем маркировки продукции и услуг зна­ками соответствия государственным стандартам.

Маркировка любой продукции регламентируется соответст­вующим Госстандартом или ТУ (технические условия). Основные требования по маркировке продукции многообразны и специфичны. Нормативные требования дифференцируются в зависимости оттого, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковку) (произ­водственная, торговая, транспортная, специальная и т.д.). Общие требования к маркировке продукции: достоверность, доступность, достаточность. Они регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной и производственной продукции.

Маркировка продукции осуществляется с помощью знака соот­ветствия государственным стандартам.

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном по­рядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им про­дукции установленным требованиям. Знак соответствия устанавлива­ется организацией, имеющей лицензию, выдаваемую в порядке, уста­новленном Госстандартом Российской Федерации. Организации, по­лучившие такие лицензии, а также продукции и услуги, маркирован­ные этим знаком, вносятся в особый государственный реестр.

Маркировка – это текст, условные обозначения и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях количественных и качественных характеристиках товара.

Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная.

Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший – на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.

Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.

Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

Виды и структура маркировки

В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными Правилами розничной торговли.

К маркировке предъявляются общие для товарной информации и Эмоциональная и мотивационная функции маркировки. Общие требования регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей».

Специфические для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность, однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность – приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора.

Производственная маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.

Торговая маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Структура товарной маркировки включает в себя следующие 3 элемента:

    текст (50 – 100%);

  1. условные обозначения (информационные знаки).

Выделяют следующую классификацию информационных знаков :

1. Товарные знаки и знаки обслуживания

2. Штриховые коды

3. Знаки соответствия и качества.

Знаки соответствия и качества – это защищаемые в установленном порядке знаки, которые применяются в соответствии с правовыми системами сертификации. Эти знаки показывают, что продукция или услуга соответствуют какому – либо конкретному стандарту. Различают:

национальные: общие и групповые (на продовольственные товары, продукцию сельского хозяйства);

транснациональные (региональные) – показывают соответствие требованиям международных стандартов на основе взаимного признания результатов сертификации.

Заключение

В Российской Федерации создана комплексная система госу­дарственной сертификации качества продукции. Первым знаком, связанным с проблемой соответствия продукции в нашей стране, был «Знак качества». Сейчас существует множество знаков соот­ветствия системы оценки качества продукции. К ним следует отне­сти такие, как знак сертификации советской ассоциации качества, знак соответствия в системе сертификации средств измерений, в метрологии существует знак утверждения типа средств измерений.

Интеграция стран ЕС затронула вопросы сертификации продук­ции и маркировки изделий, удовлетворяющих требованиям евро­пейских норм и стандартов. Как уже сказано выше, страны ЕС ввели единый знак соответствия, который изображается символом СЕ.

Дня организаций, производящих продукцию, наиболее важным является обязательная маркировка продукции - «марка производ­ственная». Производственные требования к маркировке продукции регламентируются соответствующими стандартами на продукцию, упаковку, маркировку. В этом производственном знаке указан из­готовитель продукции. Символика марки производственной (МП) помещается на самом изделии или в крайнем случае на его упаков­ке. Знак МП должен содержать необходимую исходную информа­цию об организации, сорте товара и номере государственного стандарта. Знак МП не регистрируется и применяется независимо от товарного знака. Однако он служит средством усиления ответ­ственности организаций за качество выпускаемой продукции. От­сутствие МП или неправильная маркировка влечет за собой ответ­ственность организации, а для ее руководителей - дисциплинар­ную или уголовную ответственность.

Список использованной литературы

    Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. для студентов вузов. 2004;

    Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998;

    Минько З.В. Качество и конкурентоспособность: СПб. 2004;

    Николаева М.М. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 1999;

    Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов М., 1999;

В связи с тем, что не все требования стандартов обязательны, а носят рекомендательный характер, возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соответствии с нормативными документами.

Если продукция подлежит обязательной сертификации, то сертификат соответствия и знак соответствия служат для потребителя гарантией ее безопасности. А как быть с качеством? Следуя практике зарубежных стран, где для информации по­требителя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту (не путать со знаками соответствия, которыми про­дукцию маркируют после сертификационных испытаний для подтверждения ее соответствия нормам безопасности), Госстан­дарт РФ принял нормативный документ ГОСТ Р 1.9-95 "Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответст­вия государственным стандартам". Маркировка знаком не за­меняет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей.

В соответствии с этим документом предприятия-изго­товители как отечественные, так и любого другого государства могут добровольно по своей инициативе использовать знак со­ответствия (рис. 2.1а), если их продукция производится в пол­ном соответствии с требованиями российского государствен­ного стандарта. При этом они обязаны соблюдать правила и процедуры указанного выше нормативного документа.

Чтобы иметь право маркировать свою продукцию этим знаком, необходимо получить лицензию в территориальном органе Госстандарта России. А для этого надо выполнить ряд условий. Прежде всего - представить территориальному органу достоверные доказательства соответствия конкретной продукции (требованиям государственного стандарта, по которому она производится. Это должен быть нормативный документ вида технических условий, технических требований и методов контроля (испытаний, измерений, анализа). Территориальный орган Госстандарта проводит оценку полноты и объективности представленных доказательств.

Кроме того, требуется приложить к заявлению о выдаче лицензии: декларацию изготовителя о соответствии продукции 1 всем требованиям стандарта; для продукции, подлежащей обязательной сертификации - копию сертификата соответствия (то же по добровольной сертификации); копию сертификата на систему качества либо заключение о результатах анализа производства; копии протоколов испытаний.

Перечисленные документы говорят о большом объеме работы, который надлежит проделать предприятию, прежде чем будет получено право использовать знак соответствия стандарту. Если анализ документов убеждает территориальный орган в притязаний заявителя, лицензия выдается. В противном случае может последовать отказ или предложение о дополнительных испытаниях продукции и повторной оценке производства с обязательным участием представителей территориального органа.

Поскольку еще не наработан опыт такого рода процедур в России, в отличие от западных стран, то о преимуществах для предприятий, выпускающих продукцию со знаком соответствия российскому государственному стандарту, видимо, можно говорить лишь в будущем времени. Так, по мнению Госстандарта, изготовитель такой продукции вправе претендовать на те или иные меры государственной поддержки. Пока нет соответствующего законодательного положения, предлагается обратить на это внимание органам местного управления. Предприятие, производящее маркируемую знаком продукцию, имеет веский шанс на получение правительственной премии в области каче­ства. Бесспорно и то, что знак соответствия стандарту дает дос­таточно четкую информацию потребителю о качестве товара.

Из практики стандартизации и сертификации в РФ за по­следние годы можно сделать вывод, что знак соответствия применяется только для сертифицированной продукции по системе ГОСТ Р. 1 Изготовитель сможет более широко пользо­ваться этим знаком, когда в России будет на законодательной основе, введен такой способ доказательства соответствия, как заявление-декларация изготовителя.

1 В России предусматривается введение этого способа доказательства соответствия в будущем.

2.5. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам

В связи с тем, что не все требования стандартов обязательны, а стандарты носят рекомендательный характер, возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соответ-ствии с нормативными документами.

Если продукция подлежит обязательной сертификации, то сертификат соответствия и знак соответствия служат для потребителя гарантией ее безопасности. А как быть с качеством? Следуя практике зарубежных стран, где для информации по-требителя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту (не путать со знаками соответствия , которыми про-дукцию маркируют после сертификационных испытаний для подтверждения ее соответствия нормам безопасности ), Госстан-дарт РФ принял нормативный документ ГОСТ Р 1.9-95 «Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответст-вия государственным стандартам». Маркировка знаком не за-меняет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей.

В соответствии с этим документом предприятия-изго-товители как отечественные, так и любого другого государства могут добровольно по своей инициативе использовать знак со-ответствия (рис. 2.1а), если их продукция производится в пол-ном соответствии с требованиями российского государствен-ного стандарта. При этом они обязаны соблюдать правила и процедуры указанного выше нормативного документа.

Рис. 2.1. Знаки соответствия стандартам:

а) России, б) Великобритании, в) Южной Кореи,

г) Германии, д) Франции, е) Японии

Чтобы иметь право маркировать свою продукцию этим знаком, необходимо получить лицензию в территориальном органе Гос-стандарта России. А для этого надо выполнить ряд условий. Прежде всего - представить территориальному органу досто-верные доказательства соответствия конкретной продукции требованиям государственного стандарта, по которому она производится. Это должен быть нормативный документ вида технических условий, технических требований и методов кон-троля (испытаний, измерений, анализа). Территориальный ор-ган Госстандарта проводит оценку полноты и объективности представленных доказательств.

Кроме того, требуется приложить к заявлению о выдаче ли-цензии: декларацию изготовителя о соответствии продукции* всем требованиям стандарта; для продукции, подлежащей обязательной сертификации - копию сертификата соответствия (то же по доб-ровольной сертификации); копию сертификата на систему качест-ва либо заключение о результатах анализа производства; копии протоколов испытаний.

* В России предусматривается введение этого способа доказательства соответст-вия в будущем.

Перечисленные документы говорят о большом объеме рабо-ты, который надлежит проделать предприятию, прежде чем бу-дет получено право использовать знак соответствия стандарту.

Если анализ документов убеждает территориальный орган в правоте притязаний заявителя, лицензия выдается. В противном случае может последовать отказ или предложение о дополнитель-ных испытаниях продукции и повторной оценке производства с обязательным участием представителей территориального органа.

Поскольку еще не наработан опыт такого рода процедур в России, в отличие от западных стран, то о преимуществах для предприятий, выпускающих продукцию со знаком соответствия российскому государственному стандарту, видимо, можно гово-рить лишь в будущем времени. Так, по мнению Госстандарта, из-готовитель такой продукции вправе претендовать на те или иные меры государственной поддержки. Пока нет соответст-вующего законодательного положения, предлагается обратить на это внимание органам местного управления. Предприятие, производящее маркируемую знаком продукцию, имеет веский шанс на получение правительственной премии в области каче-ства. Бесспорно и то, что знак соответствия стандарту дает дос-таточно четкую информацию потребителю о качестве товара.

Из практики стандартизации и сертификации в РФ за по-следние годы можно сделать вывод, что знак соответствия применяется только для сертифицированной продукции по системе ГОСТ Р. Изготовитель сможет более широко пользо-ваться этим знаком, когда в России будет на законодательной основе введен такой способ доказательства соответствия, как заявление-декларация изготовителя.

Это предложено в «Концепции совершенствования серти-фикации и перехода к механизму оценки и подтверждения со-ответствия продукции и услуг» (см. ч. II).

Тесты для самоконтроля

1. Организация и принципы стандартизации в РФ определены:

а) законом «О защите прав потребителей».

б) законом «О стандартизации».

в) постановлениями Правительства РФ,

г) приказами Госстандарта РФ.

2. К функциям ТК по стандартизации относится:

а) определение концепции стандартизации в отрасли,

б) участие в международной стандартизации,

в) привлечение предприятий (организаций) к обязательному участию в стандартизации.

3. Госнадзор контролирует на предприятии:

а) соблюдение требований государственных стандартов,

б) соблюдение обязательных требований государственных стандартов,

в) сертифицированную продукцию.

Глава 3. Информационное обеспечение работ по стандартизации

Международная информационная система. Информационное обеспечение в России. Общероссийские классификаторы.

3.1. Международная информационная система

Ведущую роль по информационному обеспечению работы органов по стандартизации всех стран мира играет Междуна-родная организация по стандартизации (ИСО), в частности, Комитет по информационным системам и услугам (ИНФКО).

К компетенции ИНФКО относятся: координация и гармо-низация деятельности ИСО и членов организации в области информационных услуг, баз данных, маркетинга, продажи стандартов и технических регламентов; консультирование Ге-неральной Ассамблеи ИСО по разработке политики по гармо-низации стандартов и другим указанным выше вопросам; кон-троль и руководство деятельностью Информационной сети ИСО (ИСОНЕТ).

Кроме этих основных задач, ИНФКО выполняет большое ко-личество работ, связанных с информационной деятельностью: разрабатывает руководства по организации и работе информа-ционных центров по стандартизации; проводит анализ и изуче-ние рынка информационных и маркетинговых услуг; составля-ет и распространяет рекомендации по общим принципам сбо-ра, хранения, поиска, обмена информацией; организует и ведет системы производства и распространения документов в ИСО и содействует взаимодействию этих систем; популяризует междуна-родные стандарты в области информационных услуг и поощряет их применение; организует обмен опытом и информацией о рабо-те различных информационных центров; сотрудничает с междуна-родными организациями по вопросам информации и сопряженной с ней деятельности; предпринимает действия по приему и регистрации членов ИСОНЕТ. Такой широкий диапазон работы и послужил основанием для современного названия комитета (прежнее название - Комитет по информации).

ИНФКО подотчетен Генеральной Ассамблее ИСО, которая определяет направления его деятельности, цели и задачи, а Комитет регулярно отчитывается перед ней о проделанной ра-боте.

Членами ИНФКО могут быть любые комитеты - члены ИСО, если они проявляют интерес к его работе. Членство раз-деляется на три категории: действительный член (Р), наблюда-тель (О), член-корреспондент.

В состав ИНФКО входят Управляющий совет и три группы: по информации, системам и маркетингу.

На ближайшую перспективу ИНФКО намечает разработку рекомендаций по созданию международной электронной инфор-мационной службы о стандартах, подготовку общих руководящих принципов по защите авторских прав на бумажных и элек-тронных носителях информации, стратегическое планирование маркетинга в области международной стандартизации и решение задач, в том числе связанных с совершенствованием деятельно-сти самого Комитета.

Комитет состоит из 61 действительного члена и 16 членов-наблюдателей.

Информационная система ИСОНЕТ входит в состав группы по информации ИНФКО. Приоритетные цели ИСОНЕТ - обеспечение обмена информацией о международных и националь-ных стандартах, о документах по стандартизации (в том числе правительственных), об изданиях книг, справочников и учебной литературы в области стандартизации; установление контактов с информационными системами других международных органи-заций (ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.) и создание единого ин-формационного языка , тезауруса*.

* В ИСОНЕТ приняты два тезауруса, разработанные французской (AFNOR) и анг-лийской (BSI) национальными организациями по стандартизации.

В ИСОНЕТ состоят более 60 национальных членов, около 10 ассоциированных и международных членов и информаци-онный центр ИСО/МЭК. Россия представлена Госстандартом РФ (ассоциированный член ИСОНЕТ).

В информационном обеспечении большую роль играет Ме-ждународный классификатор по стандартизации (МКС), слу-жащий методической основой для подготовки национальных указателей стандартов. Несколько стран (Канада, Исландия, Ирландия, Италия и др.) уже ввели МКС в свои информаци-онные системы. В России переход на МКС намечен в ближай-шие годы.

3.2. Информационное обеспечение в России

В России информационное обеспечение организовано на базе положений Закона «О стандартизации». Закон исходит из того, что официальная информация о разрабатываемых и приня-тых нормативных документах, в том числе и международных, должна быть доступна заинтересованным организациям и ли-цам в той части, которая не рассматривается как государствен-ная тайна.

Госстандарту РФ предоставлено исключительное право официального опубликования информации, касающейся про-дукции и услуг, сертифицированных и маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которые прини-мают нормативные документы, ведут информационные фонды и сами представляют на договорной основе документы и сведения о них заинтересованным юридическим и физическим лицам.

Госстандарт РФ не только организует публикацию офици-альной информации о российских, международных, региональ-ных, национальных нормативных документах, правилах, нор-мах и рекомендациях по стандартизации, но и ведет Федераль-ный информационный фонд стандартов, общероссийских клас-сификаторов технико-экономической информации, междуна-родных (региональных) стандартов, правил, норм и рекоменда-ций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран (рис. 3.1).


* Банки данных по нормативным документам

Рис. 3.1. Организационная структура системы

информационного обеспечения стандартизации, метрологии

и сертификации (данные ВНИИКИ)

Головной институт в области информационного обеспечения

ВНИИКИ РФ (Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству), который ведет фонд отечествен-ных, международных, региональных и зарубежных стандартов, а также имеет автоматизированные банки данных.

ВНИИКИ выполняет функцию национального информаци-онного центра ИСОНЕТ. Участие в ИСОНЕТ имеет для РФ весьма важное значение, так как дает возможность безвозмезд-но получать регулярную информацию о национальных стандар-тах зарубежных стран, а также сами стандарты развитых стран, что является необходимой информацией для ТК по стандарти-зации. Ежегодно поступает 7-7,5 тыс. наименований.

В целях совершенствования системы информационного обес-печения Госстандартом РФ создан Информационный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (ИНФКОС). В со-став его входят специалисты Госстандарта РФ, национальных органов по стандартизации Белоруссии, Казахстана, Узбеки-стана, Латвии, Грузии, представители Академии наук РФ и Меж-дународной конфедерации обществ потребителей, федеральных органов исполнительной власти, ТК по стандартизации, ассоциа-ции «Знание» и «Качество», представители Госнадзора. Глав-ная цель ИНФКОС - научно-методическое и практическое руководство работами по информационному обеспечению стандар-тизации, сертификации и метрологии в стране на базе Федераль-ного фонда стандартов и автоматизированных банков данных.

ИНФКОС взаимодействует с отечественными и националь-ными органами стран СНГ, Балтии и Закавказья, решая задачи координации деятельности информационных служб, интегра-ции научных достижений и производства, содействия оператив-ной обработке и доведению до заказчиков комплексной информа-ции, расширения сотрудничества и формирования соответствую-щего общественного мнения. ИНФКОС располагает информа-ционно-вычислительной сетью, которая решает практические задачи по предоставлению заинтересованным сторонам отече-ственных, международных, зарубежных, региональных норма-тивных документов или информации о них в соответствии с воз-можностями Федерального фонда стандартов. Текущие задачи - информационное обеспечение технических комитетов по стан-дартизации, взаимодействие с информационными службами стран СНГ.

Важнейшая задача ИНФКОС на ближайшую перспективу - введение в эксплуатацию национального информационного Центра ВТО по стандартизации и сертификации в России (НИЦ ВТО). Центр будет работать на базе автоматизированной системы обработки информации (АСОИ).

Основная функциональная задача центра - содействие преодолению технических барьеров в международной торговле. Для этого потребуется оперативное предоставление данных о действующих технических регламентах, директивах, стандартах и других нормативных документах всем заинтересованным заказ-чикам. Ими могут быть: органы законодательной и исполнитель-ной власти, предприятия, организации, фирмы, а также различ-ные органы Всемирной торговой организации (например, секре-тариат или национальные органы ВТО зарубежных стран).

АСОИ организуется по принципу клиент-сервер. В основе системы - программы (серверы) баз данных и хранения доку-ментации. Для управления доступом к файлам стандартов раз-работана сетевая программа (сетевой сервер). АСОИ состоит из 15 функциональных автоматизированных информационных систем (АИС).

Работы в области информационного обеспечения связаны с созданием Федерального фонда стандартов. Основополагаю-щим нормативным документом, в соответствии с которым он формируется, служит «Положение о порядке создания и прави-лах пользования Федеральным фондом стандартов», утвер-жденное Правительством РФ. Положение определяет Феде-ральный фонд как совокупность нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, которые содер-жат разработанные для многократного использования правила, характеристики, требования и нормы, относящиеся к продук-ции, процессам, услугам.

Федеральный фонд состоит из информационных фондов нормативных документов, которые создаются и ведутся субъек-тами хозяйственной деятельности, принимающими их.

Основные виды документов, которыми комплектуется Фе-деральный фонд, следующие:

    нормативные акты РФ, касающиеся вопросов стандарти-зации, сертификации, метрологии;

    государственные реестры;

    государственные стандарты и их проекты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

    стандарты отраслей и информация о стандартах научно-технических, других общественных организаций, между-народные договоры в области стандартизации, метроло-гии и сертификации;

    нормативные документы, принятые международными, региональными, национальными организациями зару-бежных стран.

За 1996 г. Федеральный фонд стандартов пополнили свыше 12 тыс. зарубежных стандартов вместе с принятыми к ним из-менениями, более 150 межгосударственных и 155 российских нормативных документов.

Совершенствуется и техническое оснащение - в несколь-ких научно-производственных объединениях созданы автомати-зированные рабочие места информаторов специалистами ВНИИКИ.

Организационно Фонд состоит из Главного информацион-ного центра по стандартам - структурного подразделения цен-трального аппарата Госстандарта РФ, и информационных цен-тров. Эти центры входят в структуру предприятий, организа-ций, других субъектов хозяйственной деятельности, которые участвуют в работах по стандартизации либо представляют собой специализированные организации.

Организационные и координирующие функции возложены на Главный информационный центр, а формированием ин-формационных фондов, хранением документации, обеспечени-ем заказчиков информацией и копиями нормативных и других документов занимаются информационные центры.

Значительный объем информации, которая должна быть включена в Федеральный фонд, сосредоточен в информацион-ном центре ВНИИКИ. В частности, в нем собрано более 32 тыс. действующих отраслевых стандартов и более 100 тыс. действую-щих технических условий. Согласно правилам, изложенным в ПР 50.1 002-94 «Порядок представления информации в Гос-стандарт России о принятых стандартах отраслей, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объе-динений и обеспечения его потребителей» и в ПР 50.1 001-93 «Правила согласования и утверждения технических условий», информация о стандартах отраслей поступает во ВНИИКИ в виде информационных карточек, а вместо технических условий в территориальные органы Госстандарта - в виде каталожных листов, направляемых затем во ВНИИКИ. Ежедневно во ВНИИКИ приходит до 5 тыс. запросов от отечественных орга-низаций и из стран СНГ. Повышенным спросом пользуется услугa по предоставлению оперативной информации о наличии в Фонде нормативных документов и всевозможной информации, связанной с ними (отмене, замене, ограничении сроков действия и пр.). Интересующую информацию абонент получает по факсу, телефону, телетайпу, телеграфу, почте.

Повышению оперативности служит созданный во ВНИИКИ автоматизированный банк данных о предприятиях - дер-жателях подлинников отраслевых стандартов и технических ус-ловий. В настоящее время также организуются 24 региональных центра, которые будут укомплектованы аппаратурой для произ-водства микрофильмов, дублирующих информационный фонд ВНИИКИ.

Необходимо особо отметить деятельность ВНИИКИ по анализу и систематизации информации по стандартизации, сертификации и метрологии в зарубежных странах, а также в международных и региональных организациях. В начале 90-х годов институтом создан информационный массив, охваты-вающий интервал 1986-1994 гг. Цель этой работы - обеспече-ние и реализация непрерывного процесса подготовки и выдачи информации пользователям в соответствии с их потребностями для поддержки эффективной управленческой деятельности и использования зарубежного опыта в области стандартизации, сертификации и качества.

Институт анализирует зарубежную информацию и готовит сигнальную информацию. В результате изучения сигнальной ин-формации отбираются публикации для перевода и реферирова-ния. Конечная цель такой работы - создание информационной картины, позволяющей пользователю ориентироваться в тех про-цессах и тенденциях, которые наблюдаются в области стандар-тизации, сертификации и качества за рубежом.

ВНИИКИ рассылает информацию в 150 адресов и ежегодно издает 24 выпуска, которые освещают деятельность ИСО, СЕН, МЭК, а также национальных организаций по стандартизации США, Японии, Германии, Франции и других стран.

В системе Госстандарта России действует ряд научно-исследовательских институтов, каждый из них ведет большую работу по стандартизации, сертификации и метрологии и рас-полагает информационными фондами применительно к опре-деленной области.

Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) имеет информационный центр стандартов, других нормативных и методических документов, относящихся к сис-теме сертификации ГОСТ Р. Здесь можно найти сведения о разработке и сертификации систем качества, документы по серти-фикации продукции и услуг, об аккредитации органов по сер-тификации и испытательных лабораторий, сертификации средств индивидуальной защиты, по регламентации затрат на качество и др.

Институт ведет три АИС в рамках АСОИ: «Сертификация», «Аккредитация» и «Качество». В рамках системы «Сертифи-кация» осуществляются создание и ведение информационного фонда документов по сертификации, создание баз данных по нормативным документам для обмена информацией с ВТО че-рез национальный информационный центр. Кроме того, преду-сматриваются обработка и анализ результатов сертификации в системе ГОСТ Р; ведение перечня продукции и услуг, подле-жащих обязательной сертификации; создание информационной системы по сертификатам соответствия. Система «Аккреди-тация» будет включать фонд документов по аккредитации сер-тификационных органов; базу данных по аккредитованным органам; информационную систему для аккредитованных ис-пытательных лабораторий; информационную систему для пла-нирования и проведения работ по инспекционному контролю за аккредитованными органами и лабораториями.

В системе «Качество» намечено решение таких задач, как создание информационного фонда для проведения конкурсов на соискание премий Правительства РФ в области качества; ведение информационного фонда по сертификации систем ка-чества в России и за рубежом; создание информационной базы по обобщению опыта сертификации систем качества на пред-приятиях. Структурная схема функциональных автоматизиро-ванных систем ВНИИС представлена на рис. 3.2.

Всероссийский научно-исследовательский центр стандартиза-ции, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИИЦСМВ) располагает информацией по свойствам мате-риалов и веществ, паспортами безопасности материалов, ко-пиями аттестатов аккредитации испытательных центров, госу-дарственными реестрами и копиями сертификатов безопасно-сти на продукцию, а также копиями авторских свидетельств на изобретение по материалам, веществам и методам их получения.


ОС – орган по сертификации, ИЛ – испытательная лаборатория,

ФОИВ – федеральные органы исполнительной власти

Всероссийский научно-исследовательский институт метрологи-ческой службы (ВНИИМС) может представлять основопола-гающие нормативные документы Государственной системы из-мерений, а также стандарты, правила и рекомендации по мет-рологии.

Всероссийский научно-исследовательский институт стандар-тизации (ВНИИСтандарт) специализируется на информации о стандартах, касающихся оборонной техники.

Всероссийский научно-исследовательский институт стандар-тизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) комплек-тует свой информационный центр рекомендациями по стандарти-зации в области машино- и приборостроения, копиями документов по аккредитации органов по сертификации, государственными реест-рами сертифицированной продукции и копиями их сертификатов со-ответствия. Данный информационный центр располагает также стандартами Министерства обороны США.

Документ

Цели и задачи дисциплины - формирование знаний и навыков в изучении теории измерений и обеспечения их единства, освоение студентами теоретических основ метрологии, стандартизации и сертификации.

  • Учебно-методический комплекс дисциплина опд. Ф. 05 «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность 220501 Управление качеством

    Учебно-методический комплекс

    Теоретические основы метрологии. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира.

  • Муравьев С. В., Казаков В. Ю., Цимбалист Э. И. Организационно-методическое обеспечение проведения государственного экзамена выпускников, предендующих на получение квалификации (степени) бакалавр по направлению 552200 «метрология, стандартизация и сертификация»

    Документ

    ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ВЫПУСКНИКОВ, ПРЕДЕНДУЮЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ (СТЕПЕНИ) БАКАЛАВР ПО НАПРАВЛЕНИЮ 552200 «МЕТРОЛОГИЯ,